на главную / Вооружение и боевая техника Морской Пехоты / 

Инженерная Служба (ОМИБ) МИС БФ

 

Отдельный Морской Инженерный Батальон
Инженерная Служба_Петр«Инженеры зело потребны суть при атаке или обороне какова места; и надлежит таких иметь, которые не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но чтоб и мужественны были, понеже сей чин паче других страху подвержен есть».

Петръ I

21 октября 2007 года отдельный морской инженерный батальон Балтийского флота (ОМИБ) (современная дислокация в г. Приморск), отметил свою 63 годовщину со дня образования. Свой боевой путь батальон начал в 1944 году в местечке Клостромец Прибалтике (в 7 км. от Таллина Эстония ССР), успешно решая задачи инженерного обеспечения сил Краснознаменного Балтийского флота в заключительных сражениях Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы личный состав батальона выполняет задачи по сплошному разминированию местности, оставшихся минных полей под Ленинградом и в Прибалтике. По итогам Потсдамской Инженерная Служба_11конференции (август 1945г.) стран-победительниц второй мировой войны на одной трети территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к Советскому Союзу, необходимо было строить новую жизнь. Первыми, кто прокладывал безопасный маршрут будущей мирной жизни по территории Кенигсбергской (с 4 июля 1946 года – Калининградской) области вместе с армейскими саперами – были воины морского инженерного батальона. Территория Земландского полуострова была и остается густо напичканной взрывоопасными предметами времен второй мировой войны. Счет на обезвреженные саперами ОМИБ боеприпасы идет уже на миллионы, среди которых тысячи неразорвавшихся авиабомб. Инженерное оборудование системы базирования КБФ и Балтийской морской зоны являлось важнейшей задачей послевоенного развития флота, осуществляемой с целью создания условий обеспечивающих боевую деятельность и боевую подготовку флота. Проводимые мероприятия должны были служить основой для инженерного обеспечения боевых действий КБФ в любых условиях обстановки. В первые послевоенные годы претерпела серьезную реорганизацию структура Балтийского флота, а с ней и система его базирования. В соответствии с Постановлением СНК СССР № 383/158 от 15 февраля 1946г. и приказом Наркома ВМФ Краснознаменный Балтийский флот был разделен на два флота: Северо-Балтийский (главная военно-морская база Таллин) и Юго-Балтийский (главная военно-морская база Пиллау). В последствии, в 1947г. они были переименованы соответственно в 8-й ВМФ – командующий адмирал Г.И.Левченко и 4-й ВМФ – командующий адмирал В.Ф. Трибуц. В состав 4 ВМФ входил ОМИБ. Однако такая структура сохранялась сравнительно недолго. В январе 1956г. постановлением Совета Министров СССР 4-й и 8-й военно-морские флоты были объединены в Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) с главной базой в Балтийске. До середины пятидесятых годов прошедшего века происходила неоднократная смена места дислокации батальона. Как следствие, неоднократно решались задачи по всестороннему обустройству батальона на новом месте. Кроме разминирования местности, личный состав батальона занимался сугубо мирными задачами - восстановлением трофейных и строительством новых объектов флота, в том числе военных гаваней в
ПТС-2
Инженерная Служба_02Плавающий транспортер ПТС предназначен для переправы через широкие водные преграды личного состава, колесной техники, артиллерийских систем и материальных средств.Транспортер может также использоваться для перевозок по пересеченной и заболоченной местности. Грузоподъемность на воде 10 тонн ( при запасе плавучести 30%), при перевозках по суше 5 тонн.Транспортер может использоваться при проведении морских десантных операций. С этой целью он оснащен гирополукомпасом. Дополнительное морское оборудование (удлинители выхлопа, защита остекления, герметизированный тент, два мощных водооткачивающих насоса на 400 и 800 литров в мин.) обеспечивает мореходность до 4-5 баллов. За один рейс транспортер может переправить: варианты - 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза), артиллерийскую систему калибром от 57 мм. до 152 мм. Погрузка производится на суше через откидывающийся задний борт с аппарелями. Самоходная техника заезжает в кузов самоходом, несамоходная техника затаскивается в кузов механической лебедкой. Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входит колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправляется на прицепе, а тягач в транспортере. Мощность дизельного двигателя 256 квт. Запас хода по топливу 380 км. по суше или 12 часов на воде. Скорость на суше 42 км/ч., на воде до 12 км/ч. Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов. Винты могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки 3м/сек. Масса машины 17 тонн, что при одинаковой с танком ширине гусениц и в полтора раза большей длине опорной поверхности обеспечивает очень низкое удельное давление на грунт. Благодаря этому машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности. Привод лебедки от базового двигателя обеспечивает полную возможность самовытаскивания машины при застревании или преодолении крутых подъемов. Габаритные размеры машины: длина 12м., ширина 3.17м., высота 3.3м.
Машина оборудуется для связи радиостанцией Р-113 или Р-123 (танковая). Для действий ночью кроме обычных фар транспортер имеет прожектор типа "Луна" с дальностью луча до 800м. и комплект ПНВ-57Т (прибор ночного видения). Кабина на два человека герметизированная, снабженная фильтро-вентилляционной установкой, что обеспечивает возможность действий на местности зараженной радиоактивными или отравляющими веществами.
Инженерная Служба_03Предшественником ПТС был гусеничный транспортер К-61, дальнейшим развитием ПТС-2. Модернизация ПТС - ПТС-м была оборудована дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины.
Появление отопителя кузова сделало ПТС лакомой машиной в зимнее время для пехоты, танкистов и артиллеристов. Наличие комплекта крепления носилок и 12 носилок превращало кузов транспортера в комфортное помещение для сна. Да и просто - по 50-60 бойцов укладывались спать на матрасы, набросанные на пол кузова. Отпадала необходимость возить с собой палатки, каркасы палаток, печки, дрова; тратить время на установку палаток и т.п. ПТС был предназначен для действий в первой волне при форсировании водных преград. Ведь бронетранспортеры БТР-60, БМП плавают в общем то плохо, в силу необходимости. Им не под силу преодолеть большое течение, большую ширину реки (например, река Зея у Благовещенска имеет ширину от 2 до 6 км.). Однако ПТС не имел даже самого легкого бронирования даже кабины. Толщина обшивки была такая же как кабины грузового автомобиля.
Управляемость ПТС на воде оставляла желать лучшего. При полных оборотах винтов повернуть рули было почти невозможно, а со сбросом оборотов машина становилась неуправляемой. Причем с повышением оборотов штурвал буквально вырывало из рук и рули вновь становились по потоку. Оставалось управление с помощью переключения одного из винтов на вращение в обратную сторону. Но переключение винта занимало много времени. Так что управление ПТС на воде требовало большого навыка.


г.Балтийске, г.Лиепая, г.Палдиски, содержанием и эксплуатацией дорог. Несмотря на это, личный состав батальона также активно занимался боевой подготовкой в ходе проведения ротных, батальонных тактико-специальных учений. Ежегодно ОМИБ участвовал и участвует во всех флотских учениях, в ходе которых решает многогранный спектр сложных и ответственных задач инженерного обеспечения сил (войск) Балтийского флота.В 1950 году по итогам совместных учений с Прибалтийским военным округом личному составу ОМИБ объявлена благодарность генералом армии И.Х. Баграмяном. В 1955 году, впервые в ВМФ, личным составом ОМИБ, в ходе научно-исследовательских работ, проводившихся 12 НИИ ВМФ, были применены противодесантные мины ПДМ-1 и ПДМ-2, установленные на морском побережье. В 1958 году было реорганизовано Инженерное управление КБФ. На его базе образованы Отдел капитального строительства БФ и Морская инженерная служба тыла Балтийского флота, в состав которой и вошел ОМИБ.Боевая подготовка ОМИБ МИС БФ в 60-80гг. была направлена на отработку задач по инженерному обеспечению сил, несущих боевую службу и боевое дежурство, оборудованию пунктов маневренного базирования и мест рассредоточенной стоянки кораблей, совершенствовании приемов и способов инженерного обеспечения высадки морских тактических десантов, а также на отработку инженерных мероприятий по ликвидации последствий применения противником ОМП по объектам флота. В указанный период на аэродромах авиации Балтийского флота силами личного состава батальона был выполнен большой объем маскировочных работ по скрытию самолетов в местах их стоянки.Особо следует отметить участие в период с июля по сентябрь 1962 года специалистов ОМИБ в инженерном обеспечении операции "Анадырь" по перевозке боевой техники, вооружения и ограниченного контингента советских войск на Кубу. В ходе погрузки судов специалистами ОМИБ и органов ВОСО флота был внедрен ряд усовершенствований, которые позволили сократить время погрузки и количество судов для перевозки установленных грузов. Для перевозки восьми ракетных катеров проекта 183-Р из состава специально сформированного 424 дивизиона ракетных катеров 36-й бригады ракетных катеров БФ были привлечены два лесовоза (типа "Северолес") и один сухогруз "Советская гавань". Ракетные катера грузились на палубу (на лесовозах по два, на сухогрузе – четыре ракетных катера), грузы береговой базы и РТЧ – в трюма, личный состав в дооборудованные привлекавшимся личным составом ОМИБ твиндеки судов. Погрузка проводилась последовательно, скрытно в Балтийске. Погруженные на палубу ракетные катера были замаскированы специалистами ОМИБ досками под деревянные контейнеры с надписью "Авиаэкспорт". Всеми инженерными работами руководил начальник МИС БФ полковник-инженер Н.А. Середин. В 1963 году на базе батальона были проведены опытовые учения на тему: «Проделывание проходов в полосе противодесантных заграждений, установленных в воде и на берегу, обеспечение высадки техники и личного состава с десантных кораблей в условиях отмела берегов». На этом учении, также впервые в ВМФ, был применен боевой УЗП (удлиненный заряд плавающий). В этом же году дальнейший вклад в развитие военной науки было внесено военнослужащими батальона при проведении, впервые в ВМФ, испытания головной партии плавучих железобетонных причалов типа ПЖ-61. В это время продолжалась практически ежедневная работа на объектах флота и территории Земландского полуострова по разминированию местности от взрывоопасных предметов. В 1961 году было обнаружено и обезврежено 18.205 единиц взрывоопасных предметов, в 1962 году – 16.101 единица, в 1963 году – более 5.000 единиц. В 1964 году, в период проведения КШУ, была практически отработана организация развертывания пункта полевого водоснабжения в полном объеме, впервые была опробована в действии силовая электростанция ДГУ-330. В ходе проводимых учений и «сбор-походах» ОМИБ МИС БФ продолжал совершенствовать вопросы оборудования пунктов маневренного базирования кораблей. Инженерная Служба_04Вопросам улучшения инженерного обеспечения высадки десантов были посвящены военно-научные конференции, проведенные на БФ. Кроме того, на БФ в мае-июне 1969г. были проведены показательные учения по высадке морского тактического десанта для слушателей военных академий. Действия личного состава батальона получили хорошую оценку. Особенностью боевой подготовки ВМФ в 1970г. явилось его широкое участие в маневрах «Океан». Перед военнослужащими ОМИБ МИС БФ были поставлены задачи по инженерному обеспечению высадки морского тактического десанта и оборудованию пункта маневренного базирования. Слаженность подразделений батальона отрабатывалась на учениях: «Оборудование пунктов маневренного базирования подводных лодок с использованием подвижных инженерных средств», «Инженерное обеспечение высадки морского тактического десанта», в ходе которых были подготовлены по два расчета по приготовлению удлиненных УЗП к подрыву на полосе ПДЗ и по одному разведывательному взводу по поиску и уничтожению ядерно-минных заграждений и постановке и управлению минных полей. Вместе с выучкой личного состава развивалась и учебно-материальная база: было оборудовано 5 учебных классов, учебные караульный и спортивный городок. В ходе проведения маневров «Океан» был выполнен большой объем работ по установке и ремонту плавучих и стационарных причалов, обеспечению рейдовой стоянки кораблей, оборудованию Инженерная Служба_08пунктов рассредоточенного судоремонта, по строительству, ремонту и содержанию дорог и подъездных путей, обеспечению положенными энергосредами (электроэнергией, паром и водой) кораблей и воинских частей в основном пункте базирования и пунктах рассредоточенного базирования флота. Все инженерные части флота, в том числе и личный состав ОМИБ, принимавшие участие в маневрах «Океан», получили положительную оценку командования флота. Ряд военнослужащих ОМИБ был представлен к наградам.Выполнение инженерами-балтийцами боевой задачи в мирное время – это участие в разминировании. В 1969-1970гг. в связи с возросшими объемами развития Калининградской области, произошел всплеск по обнаружению взрывоопасных предметов на ее территории. Обезвреживать «эхо войны» и уничтожать около 70 тысяч взрывоопасных предметов пришлось расчетам инженерно-саперного взвода под руководством командира взвода лейтенанта Ким В.И. (в настоящее время – заместитель командующего Черноморским флотом по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству, «генерал-майор»). Новым в боевой подготовке ОМИБ МИС БФ в 1971г. являлось то, что обучение и боевое слаживание расчетов, подразделений и непосредственно батальона впервые проводились методом отработки курсовых задач, что позволило более качественно и целеустремленно готовить личный состав к выполнению задач инженерного обеспечения.В 1972 году в ОМИБ созданы обучающие стенды, классы подрывного дела, была оформлена и оборудована комната боевой славы, ставшая в настоящее время прекрасно оснащенным музеем батальона. На совместных учениях ОМИБ МИС БФ, управления вспомогательных судов, аварийно-спасательной службы флота был оборудован пункт маневренного базирования с использованием 50% плавпричалов из неприкосновенного запаса. На базе ОМИБ и минно-торпедного одела флота с использованием отстреливающего корабля было проведено учение по приготовлению и боевому применению БУКС-УЗП для создания проходов в Инженерная Служба_05противодесантных заграждениях противника. При отработке задач по созданию минно-взрывных заграждений особое внимание уделялось на организацию маневра инженерными заграждениями и использования управляемых минных полей и узловых заграждений.В 1978 году личный состав батальона принимал участие в инженерном обеспечении высадки морского тактического десанта на остров Саарема. По своим масштабам указанная операция в Балтийской зоне была одной из крупнейших в послевоенное время (в десанте участвовало 5 родов войск, 34 тысячи человек). Начальник Главного штаба ВМФ адмирал Егоров высоко оценил действия батальона на учениях. 80-е годы характерны дальнейшим совершенствованием рганизации боевой подготовки ОМИБ. В 1981г. батальон совместно с подразделениями ЧФ и СФ принимает участие в маневрах «Запад-81». Для обеспечения высадки с транспорта типа «Ро-Ро» «Механик Тарасов» в районе п.Янтарный на необорудованное побережье с применением скоростного метода был установлен плавучий причал типа ПМ-61М, состоящий из 4-х секций. Инспектировал высадку десанта Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. Военнослужащим батальона за успешные действия и проявленный профессионализм была объявлена благодарность от Министра обороны СССР маршала Советского Союза Устинова Д.Ф.. В 1982 году, в ходе проведения учений «Запад-82», личным составом ОМИБ выполнялись задачи инженерного обеспечения на территории ГДР. В 1983 году, на учениях «Запад-83», впервые было организовано инженерное обеспечение высадки морского тактического десанта в ночных условиях. Уже в 1984 году в ходе проведения КШУ «Атлантика-84» ОМИБ обеспечивал высадку морского тактического десанта на побережье у г.Паланга, в 1985 году было организовано инженерное обеспечение высадки морского тактического десанта на побережье у п.Рыбачий в период проведения учений «Океан». На учениях «Запад-86» личный состав батальона принимал участие в инженерном обеспечении высадки морского тактического десанта в п.Устка (ПНР). С Инженерная Служба_091987 года совершенствование личным составом ОМИБ МИС БФ вопросов инженерного обеспечения высадки морского тактического десанта производится на полигоне Хмелевка. Распад в декабре 1991 года СССР автоматически повлек за собой прекращение деятельности Вооруженных Сил СССР в прежнем их качестве, распад Варшавского Договора и, как следствие, Объединенного Балтийского ВМФ, геостратегические изменения в регионе Балтийского моря. В результате вывода войск и сил флота из «ближнего» и «дальнего» зарубежья Балтийский флот лишился 80% пунктов базирования, до 60% судоремонтных и судостроительных предприятий, до 30% резервуарной емкости для хранения запасов горючего, 61% причального фронта (из них стационарного – 19280 п.м. (60%), плавучего – 3240 п.м. (62%), до 50% казарменного и жилищного фонда. Система базирования флота оказалась разобщенной территориями стран Балтии. В 1993 году личный состав ОМИБ принимал непосредственное участие в вывозе инженерных боеприпасов и инженерного имущества воинских частей флота, выводимых с территории Прибалтики. Болезненный процесс вывода и последующего реформирования Балтийского флота не обошел стороной и организационно-штатную структуру отдельного морского инженерного батальона, которая была значительно сокращена. После завершения вывода сил (войск) БФ с территорииГермании, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии боевая Инженерная Служба_12подготовка инженерных частей и подразделений флота в связи с отсутствием должного финансирования приняла характер базовой подготовки и, в основном, заключалась в изучении прежнего опыта боевой подготовки иизучения опыта инженерного обеспечения сил флота в локальных войнах и конфликтах. На основании Указа Президента РФ от 9.12.1994г. №-2166 и Постановления Правительства РФ от 9.12.1994г. №-1360 личный состав батальона участвовал в боевых действиях в Чеченской республике в ходе контртеррористической операции. ОМИБ МИС БФ входил в состав 877 отдельного батальона морской пехоты 336 гвардейской отдельной бригады морской пехоты БФ. Два взвода ОМИБ с 13 января по 7 марта 1995г. выполняло задачу, поставленную командованием Объединенной группировки войск на Северном Кавказе в Чеченской республике, а в период с 3 марта по 28 июня 1995г. еще один взвод морского инженерного батальона прошел боевое крещение. Перед подразделениями ОМИБ в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике были поставлены следующие задачи по инженерному обеспечению действий морской пехоты Балтийского флота:
* Инженерная разведка местности и акватории реки Сунжа.
* Обустройство блок-постов.
* Уничтожение неразорвавшегося боезапаса.
* Наведение, обустройство и поддержание переправы через реку Сунжа.
* Уничтожение схронов с оружием, полевых лагерей боевиков.
Моряки-балтийцы ОМИБ совместно с морской пехотой БФ и сухопутными войсками все поставленные перед ними задачи выполнили. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевой задачи, 3 военнослужащих батальона были награждены медалью «Суворова», 49 человек – медалью «За отвагу», орденом «Мужества» - 11 человек, из них 4 посмертно. На территории батальона установлен памятник воинам-саперам: гвардии сержант Барсукову Н.В., гвардии матросу Бауэру А.В., гвардии матросу Федотову В.А., гвардии матросу Логинову А.А., погибшим при выполнении боевой задачи в Чеченской республике. На территории Калининградской области с декабря 1997 года под управлением командующего Балтийским флотом было создано разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение в составе корабельных объединений и соединений, морской авиации, сухопутных и береговых сил, средств ПВО, единых органов оперативного, технического, тылового и инженерного обеспечения. Дальнейшая оптимизация численности ВМФ в центре и на флоте потребовала изменения организационно-штатной структуры инженерных органов Балтийского флота. Таким образом, развитие инженерных органов БФ, показанное на примере ОМИБ, объективно отражало возрастающие после Великой Отечественной войны потребности флота в инженерном обеспечении, а в последнее десятилетие - этапы реформирования как БФ, так и Вооруженных Сил РФ в целом. Инженерное обеспечение закономерно стало видом боевого обеспечения действий сил флота, что закреплено в действующем Боевом уставе ВМФ. Направленность тактико-специальной подготовки личного состава ОМИБ обусловлена широким применением в ходе локальных войн и конфликтов, особенно в Афганистане, Дагестане, Чеченской республике минного оружия, появлением на вооружении новых средств дистанционного минирования, высокоточного оружия, исходя из анализа возможного развития ситуации в Калининградской области в случае введения экономической блокады области или возникновения вооруженного конфликта. Особое внимание уделяется совершенствованию практических действий военнослужащих не только в вопросах инженерного обеспечения повседневной деятельности сил флота, но и по ликвидации возможных последствий различных аварийных, техногенных или чрезвычайных ситуаций на территории области, исходя из обобщенного опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Особую актуальность данное направление приобретает в настоящее время в связи с возросшей угрозой совершения террористических актов и диверсий.

 Шилка 454 _ подпись_Андрей Муравьев
















Разделы сайта: