2C1_1

За самоходными орудиями, которые создавались в Советском Союзе в начале 70-годов, закрепились цветочные названия: Гвоздика, Акация, Тюльпан, Гиацинт, Пион. Гвоздика стала поступать на вооружение самоходно-артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых полков в 1970 году. Самоходка - плавающая, перемещение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Работы над самоходной артиллейрийской установкой второго поколения 2С1 «Гвоздика» начались в ОКБ-9 завода Уралмаш согласно постановлению Совета Министров N 609-201 от 4 июля 1967 года. И уже в 1969 году на полигонные испытания поступил ее опытный образец. В 1971-м САУ 2С1 была принята на вооружение. В качестве шасси конструкторы использовали известный тягач МТ-ЛБ, на который установили еще более известную гаубицу Д-30. Д-30 в гусеничном варианте подвергли небольшим конструктивным доработкам и присвоили ей наименование Д-32 (индекс 2А31). 2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых (танковых) полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение «Гвоздики» - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минометами и бронетехникой противника. Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов - осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные... В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для «Гвоздики» гаубиц с картузным заряжанием - Д-16 и Д-16М. Но в серию не пошли. Компоновка 2С1 «Гвоздики» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360°.

Гусеницы у САУ - резинометаллические, опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. «Гвоздика» авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться. Самоходка имеет противопульное бронирование, которое «держит» 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 использован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние. Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном пложении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь.
Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3° до +70°. Максимальная дальность стрельбы - 15200 м, минимальная - 4070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с «земли» - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом - 1-2.
годы выпуска 1972-1990
боевая масса 15,7 (по другим данным16,015 видимо с учётом грязи на ходовой
Смех) т
базовое шасси МТ-ЛБ
двигатель ЯМЗ-238, дизель, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения
макс. мощность 300 л.с.
макс. скорость 61,5 км/ч
на плаву 4,5 км/ч
запас хода 500 км
бронирование:
лоб 15 мм
корпус 15 мм
вооружение
122 мм гаубица Д-32
боекомплект
выстрелов - 40
скорострельность 4-5 выстр./мин
макс. дальность стрельбы 15200 м
ср. связи р/ст. Р-123М
экипаж 4 чел.

2C1_2

Шилка 919 _ подпись_Герман Дорофеев

Разделы сайта:

САУ 2С1 "Гвоздика"

120-мм САУ 2С9 "Нона"

Полевая 100-мм пушка БС-3

100-мм противотанковая пушка 2А29 МТ-12 "Рапира"

РСЗО 9К55 "Град-1"