на главную / Вооружение и боевая техника Морской Пехоты / 

Артиллерия полка Морской Пехоты

Артиллерия 336 ОГ ПМП (1963-1979)

"А в чистом поле система "Град".... " (песня).

bm_21_01.jpgГлавный принцип морской пехоты - мобильность. Исходя из этого принципа части и соединения МП комплектовались самоходной техникой. Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" на протяжении трех десятилетий является наиболее массовой боевой машиной данного класса отечественного производства. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Разработка системы началась 30 мая 1960 года.Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147; СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 твердотопливные заряды; ГСКБ-47 снаряжение боевых частей. С самого начала перед конструкторами стояла задача создания простого в изготовлении и использовании комплекса, не уступавшего зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам.В качестве ходовой части было выбрано шасси высокой проходимости "Урал 4320" производства Уральского автомобильного завода. Система залпового огня БМ-21 "Град" 2. Для упрощения конструкции bm_21_04.jpgнаправляющих они были изготовлены трубчатыми. В первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было поперёк продольной оси автомобиля. Первые испытательные пуски показали полную непригодность такой схемы по причине сильного раскачивания платформы после старта первых снарядов и снижения точности стрельбы. Кроме поворота направляющих была усилена подвеска и приняты меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней. Две опытные установки "Град" прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно-войсковые испытания комплекса "Град". Система "Град" была принята на вооружение 28 марта 1963 г.

Система залпового огня БМ-21 "Град" 3. Сдача серийных образцов "Града" была начата в 1964 году. В 90-х годах к "Граду" были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Кроме того, ведутся работы по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее bm_21_04_1.jpgмодернизации замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов.Они устанавливаются на боевую машину с помощью специальной дополнительной переходной рамы. В этом случае перезаряжание боевых машин производится с помощью грузоподъемных средств. Время заряжания сокращается до 5 минут. Состав: БМ-21 состоит из: ПУ, Шасси - Урал-375, Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих,образующих пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода. Старт всех 40 снарядов проходит в течении 20 секунд. Снаряд имеет предохранитель, взводящий взрыватель после удаления выстеленного снаряда на 150-400 м. Установка имеет возможность дистанционного управления наведением и стрельбой с выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты. Наведение в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и прицела по типу артиллерийского. Запуск сорока снарядов занимает двадцать секунд.

Система залпового огня БМ-21 "Град" 4.Стабилизация снарядов в полете комбинированная: как за счет стабилизаторов, складывающихся при установке в направляющие, так и за счет гbm_21_04.jpgироскопического эффекта, возникающего при вращении снаряда во время полета к цели. Лопасти стабилизатора, расположенные в хвосте снаряда, установлены под углом к направлению полёта. Они выполнены складывающимися. Для инициирования вращения снаряда на корпусе выполнен штифт, продвигающийся по спиральному пазу в направляющей. Основными типами боеприпасов являются: осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ, осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф или 9М22У, комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех, снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин, снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин. Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, реактивными дымовыми снарядами массой 66 кг на дальность до 20,6 км, а также осветительными снарядами, освещающими на местности круг диаметром 1 000 м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд. Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс "Град" совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций.
Град.jpg
БМ-21 и гвардии старший матрос Александр Стукач
Дизельный двигатель мощностью 176 кВт, шины повышенной проходимости с центральной системой регулировки давления позволяют этой системе залпового огня не только не уступать в мобильности другим войсковым транспортным средствам и боевым машинам, но и превосходить их. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня "Град" является самой эффективной системой залпового огня для комплексов калибра 100-152 см.Также была создана легкая установка ракетной системы залпового огня БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12, по сравнению с РСЗО "Град" на шасси "Урала-375". В 1966 году началось проектирование корабельного варианта "Града". Корабельный комплекс получил название "Град-М" А-215.Он включает в себя пусковую установку, приборы управления стрельбой и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером. Пакет с 40 направляющими был полностью унифицирован с армейской боевой машиной БМ-21. Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972bm_21_07.jpg года на большом десантном корабле БДК-104 (проект 1171). Испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения, в лазерном дальномере и др. После нескольких этапов доработки и испытания комплекс А-215 в 1978 году был принят на вооружение десантных кораблей. В 80-х годах "Град" модифицировали для борьбы с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. Для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы на базе комплекса "Град" был создан комплекс "Дамба", в состав которого вошла боевая машина БМ-21ПД, транспортная машина 95ТМ и реактивный снаряд ПРС-60. В арабских странах артиллерийскую часть "Града", сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси - от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU. В 70-90 гг комплекс "Град" успешно применялся в самых различных климатических условиях: в Азии. Африке и Латинской Америке, а также в России во время боевых действий в Чечне, причем в последнем случае с обеих сторон.

Противотанковое вооружение (ПТУРС).

ПТУРC — противотанковый управляемый реактивный снаряд. Рост защищённости танков потребовал от средств борьбы с ними повышения бронепробиваемости. Для этого существуют два способа: разогнать болванку из твёрдого материала до максимально-возможной скорости или подорвать у брони кумулятивный заряд. Для первого нужна мощная, а значит, — тяжёлая пушка, malutkaтогда как во втором случае можно обойтись более лёгким метательным зарядом или использовать реактивный двигатель, что упрощает и облегчает устройство для запуска. Понятно, что первый путь отнюдь не исключается, но для морской пехоты, например, второй предпочтительнее. Пионерами на этом пути были немцы, создав к 1944 г. прообраз современного гранатомёта — фаустпатрон. Опыт боевого применения наглядно показал, что оружие это грозное, но очень близкого действия. Оно хорошо в горах и городах, но отнюдь не в поле — с ростом дальности стрельбы точность падала катастрофически, а ведь что бронебойной болванке, что кумулятивному заряду нужно попасть ПРЯМО В ТАНК (чем, кстати, ПТУРС отличается от противосамолётных ракет — им достаточно взорваться на определённой дистанции от цели). Уже конструкторы Третьего рейха взялись за создание противотанковых управляемых ракет, но не успели довести образцы. Их опыт не остался незамеченным, и им воспользовались... французы — просто на освоение других нацистских разработок им не хватало ресурсов. Наши конструкторы тоже не дремали, да и «разведка доложила точно», но советское руководство озаботилось разработкой нового оружия только после того, как французские ПТУРы SS.10 были успешно применены в войне Великобритании, Франции и Израиля против Египта в 1956 г. 8 мая 1957 г. вышло правительственное постановление «О создании новых танков, самоходных установок-истребителей танков и реактивного управляемого вооружения для них». Дополнительным постановлением от 27 мая того же года коломенскому КБ Бориса Ивановича ptur_1Шавырина поручалось создание противотанкового управляемого ракетного комплекса «Шмель». Непосредственно в КБ работу возглавил молодой инженер СП. Непобедимый. Через много лет Сергей Павлович рассказал, что вынужден был взять за основу французскую систему: сроки — как всегда — были заданы предельно сжатые, опыта создания подобных образцов в стране не было, а задача была нетривиальная. Ведь управляемые ракеты (УР) в СССР уже производились, но это были весьма крупногабаритные изделия, недаром называвшиеся «самолётами-снарядами»! Здесь же требовалось сделать УР, которую без особого напряжения мог бы носить один человек. И которая, при этом, могла бы эксплуатироваться не в «тепличных» условиях частей специального назначения, а прямо в боевых порядках пехоты! Едва ли не главным принципом при разработке первой и многих последующих ПТУРС стало максимальное упрощение бортовой аппаратуры реактивного снаряда (ракеты). Из сложных приборов на борту остались только двухстепенной гироскоп (он выдавал команды для стабилизации по крену) да взрыватель. Управление же осуществлялось оператором, от которого требовалось ручкой управления удержать наблюдаемую через бинокулярный 8-кратный оптический прицел ракету на силуэте танка.Команды передавались «на борт» по двужильному кабелю, который разматывался с катушки, установленной в ракете.Конструкция самой ракеты также была предельно простой: впереди — кумулятивная боевая часть, за ней — гироскоп, катушка с кабелем, маршевый и стартовый твердотопливные двигатели. Первый из них в течение 20 с обеспечивал постоянную тягу, а второй при старте за 0,6 с разгонял снаряд до скорости около 100 м/с, чтобы быстрее «опереться» на трапециевидные крестообразные крылья. Направление полёта изменялось под действием вибрирующих интерцепторов. Это тоже немецкое изобретение, тогда широко использовавшееся во всём мире: пластинки на задней кромке крыла электромагнитами колебались с частотой полтора десятка герц. При подаче сигнала продолжительность нахождения интерцептора в одной из крайних точек увеличивалась, чем и создавалось поворачивающее pturусилие. «Механики» как таковой тут нет. ПТУРС состоит из ракетной части, боевой части и системы управления. Как правило все они снабжены ракетным двигателем на твердом топливе, который может быть размещен в хвостовой части, в центре и даже в головной части ПТУРС. Объясняется это необходимостью обеспечения наиболее эффективного положения и расстояния до брони боевой части ракеты в момент соударения с целью. Боевая часть в большинстве случаев кумулятивная, представляющая собой металлическую воронку (чаще медную) и окружающий ее заряд взрывчатого вещества. При подрыве такой боевой части за счет обжима воронки образуется струя металла, которая за счет высокой кинетической энергии пробивает броню танка. В настоящее время в связи с развитием средств активной и пассивной защит танка от ПТУРС большинство ПТРК получили на вооружение ПТУР с тандемной боевой частью. В этом случае БЧ разделена на головную, которая инициирует срабатывание средств защиты танка, и основную, срабатывающую с временной задержкой, когда воздействие активной защиты уже закончено. Системы наведения ракет развивались от полностью ручных, когда оператор одновременно наводит прицел на танк и в тоже время совмещает ракету с перекрестием прицела, затем полуавтоматических - когда оператор только следит за целью, а наведение ракеты осуществляется аппаратурой пусковой установки, до полностью автоматических - так называемых "выстрелил-забыл". В таком случае оператор только производит первоначальное наведение, после захвата цели головкой самонаведения производит выстрел, затем ГСН управляет полетом без участия оператора. Большинство ПТРК, состоящих на вооружении пехоты, имеют полуавтоматическую систему наведения. При этом чаще всего команды системы управления передаются по проводам, в этом случае ПТУРС несет катушку с проводом, а обратная связь о положении ракеты осуществляется оптикой пусковой установки с помощью размещенного на ПТУР источника света - лампы-фары или трассера. ПТУРС, входящие в комплексы управляемого противотанкового вооружения танков и противотанковых пушек, имеют полуавтоматическую систему управления по лазерному лучу. В этом случае ПТУР, выстреливаемые из ствола пушки, летят в луче лазера, поле которого имеет неоднородную картину по площади. Приемник, расположенный в хвостовой части ракеты, по длине волны принимаемого сигнала "понимает" в какой части "пятна" он находится и дает сигналы на перемещение ПТУРС к центру луча. Действие панкратики, т.е. сужение луча по мере подлета ракеты к цели, обеспечивает надежное вхождение в луч на начальном этапе полета и гарантированное попадание в итоге.
brdm_1В 70-е годы ХХ века системы ПТУРС базировались на базе Бронированной Разведывательно-Дозорной Машины (БРДМ-1). Из названия сразу становится ясно, для чего служит БРДМ в Войсках - для разных целей;разведки, походного охранения, управления и связи в боевой обстановке. За такими, на первый взгляд, сухими строчками стоят весьма сложные требования. Тут и отличная проходимость, и способность преодолевать речки и озера, и надежная защита от огня вражеской пехоты, и компактность, и малый вес, а главное, гармоничное сочетание всех перечисленных качеств. БРДМ представляет собой по существу бронетранспортер, сравнительно небольшой по габаритам (по длине примерно такой же, как ГАЗ-51 А, а по высоте почти равный ГАЗ-69). Он весит 5,6 тонны, вооружен пулеметом калибра 7,62 мм и рассчитан на экипаж из пяти человек. Заглянув под его броню, можно увидеть немало оригинальных конструктивных особенностей. Водонепроницаемый несущий корпус обеспечивает машине плавучесть. Водометный движитель позволяет двигаться и маневрировать на плаву. Четыре дополнительных колеса дают возможность преодолевать окопы и траншеи шириной до 1,2 метра. Эти колеса являются ведущими и опускаются при помощи гидроподъемника. Для обеспечения высокой проходимости у БРДМ четыре основных колеса-также ведущие. Они снабжены широкопрофильными покрышками размером 12,00-18 (как на ГАЗ-66) с грунтозацепами и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах (назовем ее условно СРД).
Сердце БРДМ - 90-сильный двигатель, испытанная "шестерка" того типа, что применялся на грузовиках ГАЗ-51 и ГАЗ-52. Двигатель размещен в отделении силовой установки, которое находится впереди. Там же расположены компрессор с воздушным баллоном (они обслуживают СРД), рулевой механизм и кабестан с приводом (кабестан - это лебедка, которая служит для вытаскивания застрявших однотипных машин и самовытаскивания). Двигатель соединен с BRDM1falanga-mтрансмиссией, куда входит, в частности, четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. В общей сложности они образуют восемь передач, что позволяет приспосабливаться к самым разнообразным дорожным условиям. От раздаточной коробки крутящий момент передается карданными валами к ведущим мостам-переднему и заднему. От нее же приводятся (через коробку отбора мощности, бортовые редукторы и цепные передачи) дополнительные колеса, а также водометный движитель (через карданную передачу и собственную коробку отбора мощности). Агрегаты трансмиссии размещены во всех трех отделениях машины. Первое из них мы уже назвали. Во втором -это отделение управления расположены органы управления, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, коротковолновая радиостанция, аккумуляторная батарея, сиденья командира и водителя. Следующее-третье по счету - боевое отделение. Там, помимо вооружения и боекомплекта и трех одноместных сидений, помещены два бензобака, водометный движитель, трюмный водооткачивающий насос (оборудование, необходимое при движении на плаву), гидроподъемники дополнительных колес. Рассмотрим теперь преодоление сухопутных и водных препятствий БРДМ-1. Четыре дополнительных колеса с пневматическими шинами размером 700Х250 мм обычно наводятся в поднятом положении. При наезде на бугры и другие неровности они, свободно вращаясь, помогают машине их преодолеть и не позволяют ей "сесть на днище". На подходе к окопам и траншеям водитель опускает эти колеса и затем (можно без остановки) включает их привод. Это рекомендуется делать на первой передаче с включенной низшей передачей в раздаточной коробке, направляя машину под прямым углом к линии окопа. Водометный движитель позволяет машине перемещаться на плаву за счет BRDM1_pturреакции от струи выбрасываемой им воды. Чем больше количество и скорость воды, тем больше реактивная сила, а следовательно, и скорость движения БРДМ на плаву. Этот движитель установлен в кормовой части корпуса и состоит из приемного патрубкас решеткой, водомета и водяных рулей с приводами управления, двух труб заднего хода. Трубы заднего хода, через которые при закрытой заслонке протекает вода, находятся в корпусе машины за рабочим колесом водомета.Корпус водомета, отлитый из алюминиевого сплава, служит картером для вала четырехлопастного рабочего колеса и одновременно направляющей трубой для выбрасываемой движителем воды. Лопасти водяных рулей, установленные за рабочим колесом, позволяют изменить направление выбрасываемой струи воды, в результате чего бронетранспортер поворачивает.Чтобы при движении на плаву волна не заливала носовую часть БРДМ-1, там установлен волноотражательный щит, который можно поднимать и опускать. Для откачивания воды из машины предусмотрена специальная система, которая работает за счет разрежения, создающегося в корпусе водометного движителя при вращении рабочего колеса. При этом вода, попавшая в бронетранспортер, засасывается через систему клапанов и труб в корпус движителя и выбрасывается рабочим колесом вместе с забортной водой. Когда водометный движитель не работает, для этого используется водооткачивающий насос с электроприводом. Приемы управления БРДМ на суше и на плаву принципиально не отличаются от приемов управления другими колесными бронетранспортерами и плавающими автомобилями. БРДМ способна без остановки входить в воду, плыть, преодолевать мели и перекаты. В трудных дорожных условиях - на размокших грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине-пользуются системой регулирования давления в шинах, устанавливая его с учетом плотности грунта.
Огневая поддержка боевых порядков морской пехоты.
В 1963-1979 гг. 1-й и 2-й БМП полка имели в своем составе собственные средства огневой поддержки - минометно-артиллерийские батареи (МАБ) на вооружении которых стояли проверенные в боях Великой Отечественной войны 82 мм батальонные минометы. Этот тип оружия был снят с вооружения в конце 70-х, но опыт ведения боевых действий в Афганистане и Чечне еще раз подтвердил эффективность применения этих огневых средств.
82-37 minometМиномет создан в 1934 г. (разработка чертежей опытного образца была закончена в 1931 г.) конструкторами так называемой «группы Д», представлявшей сбой структурное подразделение Газодинамической лаборатории Артиллерийского НИИ. Руководил группой инженер Н.А. Доровлев. В 1935 году миномет успешно прошел полигонные испытания и в 1936 г. был принят на вооружение Красной Армии. 82-мм миномет обр. 1936 г. являлся первым советским батальонным минометом и предназначался для подавления огневых точек, поражения живой силы, разрушения проволочных заграждений и уничтожения материальной части противника, расположенных за укрытиями и недоступных для настильного стрелкового и артиллерийского огня, а также расположенных открыто. Выполненная по жесткой схеме (без противооткатных устройств) конструкция 82-мм миномета обр. 1936 г. стала базовой для создания всех последующих советских батальонных минометов. Она состоит из ствола, двуноги-лафета, опорной плиты и прицельных приспособлений. Ствол миномета служит для сообщения мине требуемого направления. Для производства выстрела мина опускается стабилизатором (хвостом) в дульную часть ствола. Под влиянием собственного веса она скользит по каналу ствола вниз и накалывается капсюлем хвостового патрона (основного заряда), находящегося в трубке стабилизатора мины, на боек, ввинченный в дно казенника. Огонь капсюля воспламеняет пороховой заряд хвостового патрона. Пороховые газы прорывают картонную оболочку гильзы и через огнепередаточные отверстия трубки стабилизатора выходят в канал ствола, где создают давление, под действием которого мина выбрасывается из ствола миномета. Хвостовой патрон является наименьшим зарядом; поэтому при стрельбе только с одним хвостовым патроном дальность стрельбы наименьшая (от 100 до 475 м). Для увеличения дальности стрельбы применяются дополнительные заряды, которые укрепляются между перьями стабилизатора или надеваются на трубку стабилизатора мины. При выстреле прорывающиеся из трубки стабилизатора пороховые газы хвостового патрона воспламеняют дополнительные заряды, от сгорания которых давление в канале ствола увеличивается, и мина выбрасывается из ствола с большей скоростью и, следовательно, на большую дальность. Для обеспечения наилучшей гибкости огня употребляется несколько дополнительных зарядов. Двунога-лафет служит для поддерживания ствола, придания ему требуемого угла возвышения и производства горизонтальной наводки. Поэтому на двуноге-лафете помещены все механизмы наводки: подъемный, поворотный и механизм горизонтирования. Двунога-лафет соединяется со стволом при помощи обоймы. В момент выстрела силу отдачи воспринимает прямоугольная опорная плита мембранного типа, которая при выстреле вдавливается в грунт. За счет осадки грунта ствол при выстреле имеет возможность немного перемещаться назад, увлекая двуногу. Для уменьшения силы удара (толчка), который при этом испытывает двунога-лафет и который разрушительно действует на прицельные приспособления и механизмы наводки, двунога соединена со стволом пружинным амортизатором, смягчающим удар на двуногу-лафет. В качестве прицельных приспособлений на миномете использовался механический минометный прицел МПБ-82. Осколочные мины предназначены для поражения целей (преимущественно живой силы) осколками и действием разрывного заряда. Дымовые мины использовались для ослепления (задымления) наблюдательных и командных пунктов и огневых точек противника, а также для пристрелки и целеуказания. Кроме осколочных и дымовых мин на вооружении Красной Армии имелись также 82-мм агитационные мины. Для 82-мм мин применяются взрыватели ударного (мгновенного) действия. Они вызывают разрыв мины при ударе ее о препятствие (земля, постройка, ветки дерева и т. п.), причем мина разрывается у поверхности препятствия, не проникая в него, чем и обеспечивается ее осколочное действие. Боевую проверку 82-мм минометы обр. 1936 г. прошли в боях с японскими войсками у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В боях на реке Халхин-Гол было использовано 52 миномета, составлявших около 10% всей полевой артиллерии. Несмотря на выявившиеся в ходе боевых действий такие недостатки конструкции, как малый угол горизонтальной наводки и необходимость разборки миномета при переносе на поле боя, минометы заслужили высокую оценку войск.
Тактико-технические характеристики 82-мм миномета обр. 1936 г.:
калибр: 82 мм;
начальная скорость мины: 211 м/с;
вес в боевом положении: 62,7 кг;
скорострельность: 25-30 выстр./мин;
дальность стрельбы: 3040 м;
82-мм батальонный миномет обр. 1937 г.
Несмотря на то, что 82-мм миномет обр. 1936 г. был принят на вооружение Красной Армии и успешно использовался в ходе боев с японскими захватчиками, отношение к нему, как и ко всем минометам вообще, со стороны руководства Красной Армии было неоднозначным. Занимавшие высокие посты маршалы и генералы считали миномет «суррогатом» орудия и относились к нему соответственно. Такая же участь ожидала и созданный в конструкторском бюро Б.И. Шавырина 82-мм миномет, который был разработан в 1937 году, а принят на вооружение лишь в феврале 1939 года после того, как Шавырин был принят в Кремле И.В. Сталиным и доложил ему о боевых и эксплуатационных характеристиках минометного вооружения, созданного его конструкторским бюро. Однако и после этого производство минометов разворачивалось недостаточными темпами. О создавшемся положении со снабжением войск минометами наглядно говорит тот факт, что когда в период советско-финской войны 1939-1940 гг. в одном из западных округов потребовалось обеспечить отправляющуюся на фронт дивизию всеми видами вооружения, минометы для нее были изъяты из всех частей округа. Война с Финляндией показала все преимущества минометов, поэтому к началу Великой Отечественной войны производство минометов уже шло полным ходом. 82 minomet.jpgК 22 июня 1941 года Красной Армии было поставлено 13000 минометов калибра 82-мм. В основном это были 82-мм минометы образца 1937 года. Конструкция 82-мм миномета обр. 1937 г. во многом повторяет конструкцию миномета обр. 1936 г. Он также является лишенной противоотканых устройств жесткой системой, выполненной по схеме мнимого треугольника. От миномета обр. 1936 г. он отличается прежде всего более жесткой опорной плитой круглой формы с боковым срезом. Кроме того, изменена конструкция двуноги-лафета, в частности, увеличен ход пружины амортизатора и улучшено крепление прицела. При разработке миномета большое внимание было уделено повышению технологичности его конструкции. Примерно 90% всех деталей миномета изготавливались по 5-7 классам точности. До минимума было сведено использование легированных сталей и цветных металлов. Благодаря принятым мерам для производства одного 82-мм миномета обр. 1937 года требовалось всего 182 станко-часа (для изготовления 76,2-мм дивизионной пушки требовалось 1202 станко-часа, то есть почти в семь раз больше). 82-мм миномет обр. 1937 года в годы Великой Отечественной войны имел наибольшее распространение в частях Красной Армии и являлся основным образцом. Этот миномет является первым образцом, принятым на вооружение в 1937 г. В 1942 году он подвергся некоторым конструктивным изменениям. От минометов более позднего выпуска он отличается тем, что в нем механизмы грубого и точного горизонтирования расположены непосредственно на правой ноге двуноги-лафета. Миномет комплектовался механическим прицелом МП-82Ус. Миномет широко использовался частями Красной Армии. От других выпусков отличается устройством механизма точного горизонтирования и способом крепления прицела (так как эти минометы комплектовались механическим прицелом МПБ-82), наличием уровня на вертлюге.Основные конструктивные особенности миномета — наличие качающегося прицела и в связи с этим отсутствие механизма точного горизонтирования. Все три разновидности 82-мм миномета имели одинаковые баллистические характеристики. Стрельба из них велась осколочными минами О-832 и О-832Д, а также дымовыми минами Д-832.
Тактико-технические характеристики 82-мм миномета обр. 1937 г.:
калибр: 82 мм;
начальная скорость мины: 211 м/с;
вес в боевом положении: 56 кг;
скорострельность: 25-30 выстр./мин;
дальность стрельбы: 3040 м;

82-мм батальонный миномет обр. 1941 г.
Миномет имеет существенные отличия в устройстве по сравнению с минометом обр. 1937 г. При его создании конструкторы руководимого В.Н. Шамариным СКВ стремились обеспечить повышение маневренности минометных подразделений на поле боя и сократить до минимума расход материалов и трудозатраты при изготовлении миномета. Как и большинство минометов, находившихся во время войны на вооружении Красной Армии, батальонный миномет обр. 1941 г. выполнен по схеме «мнимого треугольника», однако его двунога-лафет имеет своеобразную конструкцию. Она состоит из стойки с закрепленными на конце траверсами, на которые в походном положении надеваются металлические колеса. Благодаря этому на короткие расстояния миномет может перевозиться одним номером расчета. К другим особенностям миномета относятся высокотехнологичная штампосварная опорная плита прочной конструкции и встроенный в казенник ствола миномета эксцентриковый механизм, позволяющий (в случае осечки) поворотом рукоятки поднимать находящиеся в стволе мины над жалом бойка, чтобы сделать процесс разряжания миномета более безопасным. Как и у батальонного миномета обр. 1937 г. стрельба из миномета обр. 1941 г. осуществляется самонаколом, то есть под действием собственного веса опущенная в ствол мина движется вниз, накалывается капсюлем-воспламенителем, установленным в гильзе, на смонтированный в казеннике боек ударника (жало), и происходит выстрел. Такая конструкция ударника отличается простотой и обеспечивает скорострельность до 30 выстрелов в минуту. Как уже упоминалось выше, одной из задач, стоявших перед конструкторами, было повышение технологичности миномета. Эта задача была в значительной степени решена как за счет упрощения конструкции миномета, уменьшения металлоемкости и исключения дефицитных профилей и заготовок, так и за счет пересмотра технологии изготовления миномета. Благодаря этому трудоемкость изготовления 82-мм миномета обр. 1941 г. была снижена до 86 станко-часов по сравнению с 182 станко-часами, необходимыми для изготовления 82-мм миномета обр. 1937 г. Принятие на вооружение Красной Армии 82-мм миномета обр. 1941 г. позволило в кратчайшие сроки решить вопрос обеспечения действующей армии минометами. Уже с декабря 1941 г. по апрель 1942 г. оборонная промышленность выпустила 93,8 тыс. минометов; а с мая по октябрь 1942 г. — уже 119,4 тыс. минометов. Значительную долю из этого общего количества составляли 82-мм батальонные минометы.
Тактико-технические характеристики 82-мм миномета обр. 1941 г.:
калибр: 82 мм;
начальная скорость мины: 211 м/с;
вес в боевом положении: 52 кг;
скорострельность: 25-30 выстр./мин;
дальность стрельбы: 3040 м;

Источник_

Шилка 454 _ подпись_Андрей Муравьев

Разделы сайта: