Shilka3

Знаменитая на весь мир зенитная самоходная установка (ЗСУ) Шилка ветеран вооружённых сил половины мира. Для своего времени эта машина была революционной, одним своим наличием она решила главную задачу: авиация США и НАТО перестала наглеть на малых и сверхмалых высотах. Руководство вооружённых сил всего мира после осознания угрозы одного лишь наличия Шилки на поле боя начало решать задачу сохранения своей авиации при дйствиях против войск на переднем крае. Задача нешутейная, натовцам пришлось серьёзно перерабатывть тактику применения авиации, а это стратегическая победа наших вооружённых сил и военно-промышленного комплекса без серьёзного кровопролития. Именно наличие Шилки и развитие её до уровня Тунгуски вкупе со Стрелами-Иглами привело в конечном итоге к исключению из состава вооружённых сил и передачи в национальную гвардию очень хорошего фронтового штурмовика А10А "Thunderbolt". В США всё правильно поняли и не стали рисковать. Они не только сняли с вооружения "Thunderbolt", но и начали разрабатывать как новые типы как вертолётов, тот же АН-64 Апач, так и новые типы бортового вооружения к ним. Что де-факто привело к признанию всеми вероятными противниками неприкосновенности воздушного пространства над нашей пехотой, то есть воевать они были готовы только с больших дистанций, что и продемонстрировали в 90х годах не раз. Воспитали мы их практически без стрельбы, на редкость убедительно сработали. Серьёзный виток гонки вооружений стоивший американцам очень серьёзных денег и напряжения ВПК.   Шилку тоже с момента появления непрерывно совершенствовали. Первый вариант этого комплекса вовсе не имел газотурбинной установки ДГ4, всё электропитание вырабатывал двигатель. Потом установка обросла дополнительными электропотребителями и нагрузками и работа только от от дизеля стала проблематичной. Установили турбину. Я не великий знаток истории Шилки, в военном училище учил совершенно другой комплекс. На Шилку попал волею судьбы и как потом выяснилось неплохо в ней разобрался, ремонтировали всё своими силами, даже двигатели меняли. За период с 1995 по 1999 год небыло случаев невыхода или возвращения Шилок в парк на буксире. Имел сомнительное счастье разобрать до винтика около 15 установок силами своих экипажей на ремонтном артиллерийском заводе в Калининграде. Вот тогда лично для меня во всей красе проявила себя наша порочнейшая армейская система эксплуатации, ремонта и хранения техники: под нож пошли практически новые Шилки с минимальными наработкой и пробегом. ЗИПы в комплекте, даже циркули на месте были! Я с того завода вывозил Уралами запчасти, блоки, ЗИПы к АЗП и станции, к ГМ-575, к турбине и сами турбины в сборе, новый двигатель, гусеницы о 98 траках, одиночный и групповой ЗИП. В общем тащил всё, что попадалось под руку и видел глаз, что можно было поднять руками матросов и закинуть в кузов Урала под тент, на наши голые машины которые гоняли в хвост и в гриву круглый год и к которым драной прокладки было не выпросить. Хотя в первом режиме поработать так толком и не удалось. Но постараюсь рассказать о ней как можно больше. Итак:
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500  м. и высотах до 1500 м., летящих со скоростью до 450 м/с., а также обстрела наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м. с места, с короткой остановки и в движении. Зенитно-самоходная артиллерийская батарея в составе двенадцати (!!!) ЗСУ-23-4МЗ входит в состав 1618 ОЗРАДн 336й ОГвБрМП. Вероятность поражения воздушной цели одной установкой 0,33.

Shilka4Тактико-технические характеристики:

Автоматическая зенитная пушка АЗП-23М
Четыре 23-мм автомата (2А7) закрепленных на качающейся люльке;
Наведение по азимуту 360° , по углу места -4° - + 85° с помощью гидропривода (2Э2) или вручную. Скорости наводки: вручную - 1 град/об. маховика; гидроприводами - до 70 (60) град/сек (по азимуту/углу возвышения); ПАH наземный - до 20 град/сек.
Питание ленточное, на каждый автомат отдельно;
Боекомплект 2000 снарядов - по 520 штук на верхние автоматы и по 480 штук на нижние;
Темп стрельбы - 3400 выстрелов в минуту;
Начальная скорость снаряда - 950-1000 м/с;
Режим стрельбы: короткие очереди - до 10, длинные очереди - до 20 выстрелов на автомат; непрерывный огонь - до 50;
Охлаждение жидкостное, принудительное (вода, антифриз НОЖ65 - 90 л.);
Перезарядка автоматов - ручная и пиропатронами. 
Боеприпасы - бронебойно -зажигательно- трассирующие (БЗТ), осколочно-фугасные зажигательные трассирующие (ОФЗТ) и осколочно-фугасные зажигательные (ОФЗ)

Shilka5Радиоприборный комплекс РПК-2М:
Радиолокационная станция 1РЛ33М2
- Выполнена на лампах
- Дальность обнаружения до 20 км., дальность автосопровождения до 15 км., (цель типа МИГ-17)
- Защита от пассивных и активных помех, режим изменения частоты "Вобуляция";
Счетно-решающий прибор (СРП) - решает задачу встречи цели и снаряда;
Визирное устройство (визир-дублер);
Система стабилизации (гироазимутгоризонт).
4 Режима боевой работы по воздушным целям
- автоматический
- полу автоматический
- ручной
- по ракурсным кольцам
- по дистанционной шкале (наземные цели);

Средства связи:
Радиостанция Р-123М.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4.

Shilka6Спецэлектропитание:
Газотурбинный двигатель ДГ4М-1 (мощность 110 л/с, расход топлива 96 кг/моточас);
генератор (постоянное 27 В);
Бортовой преобразователь сети (Выдаваемые напряжения: постоянное - 54В и переменное - 220В 400Гц).

Гусеничная машина ГМ-575:
Двигатель В6Р-1- дизельный, однорядный, шестицилиндровый, мощность 280 л.с.;
Скорость движения - до 50 км/ч.
Трансмиссия - механическая, фрикционная.
Запас топлива (два бака)- передний бак 410 л. и задний 110 л. всего 520 л.
Бронирование - противопульное.
Боевая масса машины - 20,5 тонны.

Экипаж установки: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель. Помимо личного оружия ПМ и АКС, оператор дальности может вооружаться гранатометом РПГ-7. ЗСУ-23-4 оборудовано: командирским прибором наблюдения КПН, системой опознавания "Свой - чужой" (1РЛ251), системой противоатомной защиты (ПАЗ), системой противопожарной защиты УА ППО, Танковая навигационная аппаратура ТНА-2 (3) или "Тигель".На две установки придается транспортно заряжающая машина (ТЗМ) на базе ЗиЛ-131 (Два боекомплекта в лентах), дизельная электростанция ЭСД-2-12. Отделение регламента и ремонта зенитного дивизиона имеет КРАС-1 РШ (контрольно-ремонтную автомобильную станцию) и машину с ЗИП №2 "Берда" (все на базе ЗИЛ-131).

Shilka7Достоинства Шилки
1. Простота. За короткое время можно подготовить экипаж для выполнения основных огневых задач.
2. Освоенность. В машине практически нет белых пятен. Все возможные поломки известны с незапамятных времён.
3. Высокая проходимость.
4. Достаточная даже по нынешним временам бронепробиваемость и отменная точность стрельбы.
5. Высокая дальность прямого выстрела даже по ростовой фигуре (1000 метров и дальше), что делает установку отличным средством огневой поддержки пехоты.
6. Отличная работоспособность систем и длительное время наработки на отказ.
7. Главное достоинство установки конечно же заключается в том, что с её появлением самолёты и вертолёты перестали чувствовать свою неуязвимость на малых и сверхмалых высотах, что заставило подняться их выше,  в зону поражения ракетных комплексов дальнего действия.

Недостатки:
1. Абсолютное устаревание Шилки как средства ПВО непосредственного сопровождения. В нынешние времена вертолёты стреляют по целям с гораздо больших дистанций, чем она может достать, а авиация и вовсе забыла, что значит утюжить окопы. Но наличие Шилок в полосе обороны или в боевых порядках наступающей пехоты нервирует лётчиков и заставляет учитывать их наличие. Эффективность конечно мала, но не учитывать Шилку нельзя, и учитывают, то есть не суются ибо дебилов мало, то есть задачу свою одним своим наличием установка отчасти выполняет. За, что и любим...
2. Отсутствие автоматизации приёма и передачи целеуказания.
3. Весьма условная защищённость от современных средств постановки помех и малая по нынешним временам дальность обзора радиолокационной станцией.
4. Командир взвода совмещает свои обязанности с обязанностями командира установки и не всегда может видеть обстановку за взвод, что мешает адекватно реагировать.
5. Отсутствие лазерного дальномера как органической части комплекса. Было бы значительно лучше, если дальность автоматически учитывалась при наведении. Этот недостаток не так страшен, как может показаться, но налагает дополнительные требования к командиру установки и наводчику по умению быстро оценить дальность до цели.
6. Откровенно слабый двигатель для такого веса. Это не значит, что машина застревает в грязи, её как раз надо умудриться посадить, но вот в колонне к примеру по песку или пахоте уже на средних (30-40 км/ч) скоростях двигаться ей тяжеловато, разгоняется старушка медленно. Облегчённый вариант М2 в меньшей степени страдает от этого ибо как ни крути, а без радиоприборного комплекса машина легче.

Характерный случай применения Шилки как средства огневой поддержки пехоты:
"...Боевики начали атаковать. Несколько дней они рвались вперед. И наконец выдохлись. 5 февраля стало ясно, что на большее они уже не способны. Ночью войска взяли Минутку. А 6-го выбили с площади остатки боевиков. Потерь в частях не было. Начался массовый отход чеченских отрядов из города. Батальон Басаева, который вел активные бои против частей Рохлина, решил прорваться через пустырь, надеясь укрыться за постройками на его окраине. Но там их ждала засада. Батальон оказался в кольце. Выгнав "Шилки" (зенитные четырехствольные автоматические установки) на прямую наводку, генерал приказал стрелять. Как многорядным плугом прошлись зенитки по печально знаменитому "абхазскому" батальону Шамиля Басаева, перемешивая человеческие тела с землей.
А Рохлин вдруг обнаружит, что ему не по себе от устроенной им самим бойни. ..."

А. Антипов. "Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала".

Продолжение следует....

 Шилка 919 _ подпись_Герман Дорофеев

 

 

Shilka8 Shilka10 
 Shilka11 

Разделы сайта:

История техники ПВО

ЗСУ-23-4МЗ и М2

ПЗРК 9К38 "Игла"

ЗРК 9А34 "Стрела-10"