З (zemlya)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАБОРТНАЯ АРМАТУРА
ЗАБОРТНАЯ АРМАТУРА, судовая арматура, разобщающая и соединяющая судовые трубопроводы с забортным пространством. В зависимости от расположения выхода трубопровода в забортное пространство 3А делится на донную (отверстие ниже ВЛ) и отливную(отверстие выше ВЛ). Донная арматура предназначена главным образом для приема забортной воды (кингстоны, донные клапаны и др.), отливная— для слива отходов за борт. В качестве З.А. применяют все типы запорной арматуры.

ЗАДРАЙКА
ЗАДРАЙКА, устройство для плотного закрытия (задраивания) судовых иллюминаторов, крышек люков, горловин, водонепроницаемых дверей и пр. Состоит из откидного болта, затяжного обушка и кольцевой ручки или затяжки барашка с ушками.
ЗАКОН АРХИМЕДА
см. АРХИМЕДА ЗАКОН

ЗАЛИВ

ЗАЛИВ, часть океана (моря), вдающаяся в сушу, слабо отчлененная от основного водного бассейна вследствие чего ее гидрология, режим незначительно отличается от режима прилегающих вод. Термин исторически закрепился также за некоторыми водоемами, являющимися по существу морями: Гудзонов, Мексиканский, Персидский заливы и др.

ЗАМИРАНИЕ РАДИОСИГНАЛОВ

ЗАМИРАНИЕ РАДИОСИГНАЛОВ, фединг, ослабление или полное прекращение радиоприема на декаметровых волнах в результате изменения условий распространения радиоволн. Основной причиной 3Р является интерференция волн в месте приема в результате нескольких отражений от ионосферы в условиях непрерывного и случайного изменения ее высоты. 3Р ухудшают качество радиосвязи, вызывают пропадание отдельных букв телеграфного текста, искажение радиотелефонных сообщений и т.д. Наиболее эффективным способом борьбы с 3Р является прием сигналов на разнесенные антенны с последующим их сложением на выходе радиоприемников. Этот способ практически можно использовать только в береговых условиях. При радиоприеме на судах некоторое уменьшение ЗР достигается использованием модулированных колебаний фиксированной звуковой частоты (кл. А2А), поскольку несущая частота и боковые частоты спектра сигнала подвергаются глубоким замираниям не одновременно.

ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ
ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ судна, некоторый резерв массы, принимаемый при проектировании судна. Позволяет компенсировать ошибки при определении составляющих нагрузки масс судна, допущенные в процессе проектирования, увеличение расчетной массы отдельных конструкций и оборудования судна при постройке (ЗВ на проектирование и постройку), а также обеспечивает возможность замены устаревшего оборудования во время эксплуатации (3В на модернизацию).
Величина 3В регламентирована и зависит от стадии проектирования, размеров судна и наличия близкого прототипа. На стадии технического предложения при отсутствии близкого прототипа 3В принимается в пределах 3—5% водоизмещения порожнего судна (верхний предел относится к малым судам, нижний — к крупным). При наличии близкого прототипа эти значения снижают на 1,5—2%. Переходя к следующему этапу проектирования, ЗВ снижают на 0,5—1%. От принятого в проекте положения центра тяжести запаса водоизмещения по высоте зависит запас остойчивости.

ЗАПАС ОСТОЙЧИВОСТИ
ЗАПАС ОСТОЙЧИВОСТИ судна 1. Мера безопасности судна против опрокидывания при действии кренящих моментов. При статическом действии кренящего момента ЗО выражается отношением ординаты, соответствующей максимуму диаграммы статической остойчивости, к ординате, равной плечу кренящего момента. При динамическом действии кренящего момента ЗО определяется работой, которую требуется совершить для того, чтобы накрененное судно довести до опрокидывания.
2. Резерв начальной остойчивости, вводимый при проектировании судна путем завышения расчетного положения ЦТ судна (уменьшения метацентрической высоты), для чего ЦТ запаса водоизмещения принимают достаточно высоким — на уровне верхней палубы или несколько выше при наличии развитых надстроек и рубок. ЗО необходим для компенсации погрешностей в определении положения центра тяжести составляющих нагрузку масс судна, а также отрицательного влияния на остойчивость перегрузки в высокорасположенных частях или перераспределения масс судна по высоте, возможных при его проектировании и постройке.

ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ
ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ судна, объем непроницаемой для воды надводной части судна, расположенной выше ватерлинии. 3П надводного судна отсчитывается от грузовой (конструктивной) ВатерЛинии до верхней непрерывной водонепроницаемой палубы и включает водонепроницаемые надстройки и рубки.
3П определяет количество воды, поступление которой при аварии выдерживает судно до полного погружения, поэтому является его важнейшей характеристикой непотопляемости. Степень непотопляемости тем выше, чем больше относительный ЗП (отношение ЗП к расчетному объемному водоизмещению судна). Обычно на сухогрузных судах относительный 3П составляет 0,3—0,5, на танкерах 0,15—0,25 (на супертанкерах до 0,45), на пассажирских судах до 1.
На гражданских судах 3П обеспечивается назначением судну минимально допустимой высоты надводного борта и нанесением на борту грузовой марки.
3П подводной лодки отсчитывается от крейсерской ВЛ и определяется как разность между подводным и надводным водоизмещением. Выражается в процентах от надводного водоизмещения (от 10 до 35%). Для перехода из надводного положения в подводное ПЛ должна принять в цистерны главного балласта количество забортной воды, равное 3П.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ судовых конструкций, отношение предельной, или разрушающей, нагрузки (напряжения) к действительной или расчетной нагрузке (напряжению). 3П принимается от 1,25 до 15, а иногда и выше, в зависимости от степени важности той или иной конструкции в обеспечении общей и местной прочности судна.

ЗАПАС ТЯГИ
ЗАПАС ТЯГИ, превышение тяги движителя над сопротивлением движению судна, которое может быть использовано для буксировки другого судна (воза). 3Т характеризует скорость разгона судна до режима установившегося движения, когда тяга и сопротивление равны.

ЗВЕНО
ЗВЕНО якорной цепи, металлическое продолговатое кольцо (сварное, литое или клёпаное), являющееся элементом якорь-цепи. Для прочности звено может иметь распорку (контрфорс). Звено характеризуется калибром (диаметр сечения кольца в мм) и типом (1 — сварное без распорки, 2 — сварное с распоркой, 3 — литое с распоркой).
Обычно калибр звена бывает от 11 до 100 мм. Якорь-цепь комплектуется из общих, увеличенных, соединительных и концевых звеньев, а также вертлюгов и концевых (соединительных) скоб.
Концевые звенья предназначены: одно — для крепления ходового конца якорь-цепи (якорной смычки) с якорем (с помощью соединительного звена, вертлюга и штыря концевой скобы якоря), другое — для крепления коренного конца якорь-цепи (коренной смычки) с машинкой отдачи якорь-цепи или со жвака-галсом (с помощью соединительного или увеличенного звена, вертлюга и откидного гака машинки или глаголь-гака жвака-галса).
Общие звенья, одного типа и калибра звенья, составляющие основную часть якорь-цепи или её смычку (дл. 25 — 27 м). Общие звенья определяют калибр и тип якорь-цепи.
Соединительное звено, разъёмное звено (т.н. звено Кентера) - для соединения (склёпывания) отдельных частей якорь-цепи. Могут быть кованые (для сварных якорь-цепей) и литые (для литых якорь-цепей). Обычно ставятся между смычками (соединяют смычки) цепи и перед вертлюгами. Могут заменять концевые и увеличенные звенья.
Увеличенные звенья, имеющие калибр больше основных и предназначены для обеспечения постепенного перехода от общих звеньев к концевым и вертлюгам с целью исключить зацепление за якорный клюз.

ЗОНА НЕВИДИМОСТИ
ЗОНА НЕВИДИМОСТИ, мертвая зона, пространство перед носом или за кормой судна, не просматриваемое из рулевой рубки. Протяженность 3Н перед носом судна измеряется от носового перпендикуляра до точки пересечения плоскости ватерлинии с прямой, проведенной из окон рулевой рубки через верхнюю кромку козырька бака, и выражается в метрах или долях от длины судна L. Она зависит от высоты расположения рулевой рубки и козырька бака над водой, а также от горизонтального расстояния между ними и обычно не превышает (1-1,25)L для судов с рулевой рубкой в средней части и (1,4-1,7)L для судов с рулевой рубкой в корме.

ЗЫБЬ
ЗЫБЬ, свободные гравитационные волны, образующиеся из ветровых волн после ослабления или изменения направления ветра либо пришедшие из соседнего района моря, подверженного действию ветра. При полном безветрии зыбь называется мертвой. Волна зыби, выходя из зоны зарождения, может распространяться на расстояние в несколько тысяч миль. Зыбь, выходящая из штормовой области океана, очень долго сохраняет значительную высоту при сравнительно небольшом увеличении скорости, длины волны и ее периода. Волны зыби в море обычно длинные и пологие; высотой 10—15, длиной — 300—400 м, период-15-30 с.

ЗЮЙДВЕСТКА
ЗЮЙДВЕСТКА (гол. zuidwester). 1. Головной убор в виде шляпы из непромокаемой материи с широкими полями, откидывающимися вверх спереди. Входит в комплект непромокаемой штормовой одежды, иногда надевается отдельно.
2. Широкий непромокаемый плащ с капюшоном.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко