Я (yako)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ, якорный канат, цепь для соединения судна с якорем. Служит также для подъема и опускания якоря. Размеры и конструкция цепей стандартизованы. Они могут быть обыкновенной, повышенной и особой прочности. Минимальный диаметр сечения звена ЯЦ (калибр) принят в качестве характерного размера цепи. Калибр и длина ЯЦ зависят от размеров и назначения судна. Звенья цепей калибром более 15 мм имеют распорки (контрфорсы). Звенья объединяются в смычки (коренную, концевую, промежуточные) длиной по 20-25 м. Коренная смычка крепится к корпусу судна посредством жвака-галса или устройства для быстрой отдачи цепи, размещаемого, как правило, в цепном ящике. Концевая, или якорная, смычка включает вертлюг для предотвращения закручивания цепи при перемещениях судна. Число промежуточных смычек зависит от размеров судна. Между собой смычки скрепляются соединительными звеньями, аналогичными звеньям, из которых набирается Якорная Цепь, или соединительными скобами. Коренная, концевая и промежуточные смычки, если они скрепляются соединительными скобами, должны заканчиваться увеличенными звеньями, т.к. в обычное звено скоба не входит.

ЯКОРЬ
ЯКОРЬ, предназначен для удержания судна или др. плавучего объекта на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанный с судном посредством якорной цепи. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой.
Эффективность Якоря оценивается коэффициентом держащей силы - отношением держащей силы к весу Якоря.
По назначению якоря делятся на:
- становые (в носу) - для удержания судна на стоянке;
- вспомогательные (в корме) - для предотвращения разворота судна, стоящего на становом якоре, удержания судна лагом к ветру (стоп-анкеры, верпы).
Основой конструкции Якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется скоба для крепления Я. к якорной цепи, а в нижней - лапы и рога, прикрепляемые к веретену неподвижно (узел крепления - тренд) или на шарнире в коробке.
Некоторые Якоря для повышения силы сцепления с грунтом имеют шток — стержень, ориентированный поперек веретена. Шток может быть установлен на веретене, на лапах, на коробке Я.
Классифицируют Якоря преимущественно по числу рогов и лап. В качестве становых используются двурогие якоря, которые делятся на якоря с неподвижными лапами и штоком, с поворотными лапами без штока, с поворотными лапами и штоком.
К Якорям с неподвижными лапами и штоком относится адмиралтейский якорь - шток которого перпендикулярен к плоскости лап и веретена (коэффициент держащей силы 10—12). В группу якорей с поворотными лапами без штока входят якорь Холла, у которого веретено шарнирно крепится в коробке, отлитой вместе с лапами (коэф. держащей силы 3—4), и якорь Грузона, по конструкции и характеристикам близкий к якорю Холла.
Якоря Матросова и Данфорта — с поворотными лапами и штоком, имеют длинные, вытянутые вдоль веретена лапы. У якоря Матросова функции штока выполняют выступы на лапах, у якоря Данфорта шток размещен на коробке. Коэффициент держащей силы якорей этой группы 6—12, причем меньшие значения у якорей большей массы. Якоря с поворотными лапами и штоком называют якорями повышенной держащей силы. Имеются конструкции Якорей, у которых веретено и лапы выполнены полыми, что повышает коэффициент держащей силы. Якоря с числом лап 3-5 в морской практике используют редко.
К однорогим якорям относятся доковый и ледовый. Доковый Я. служит для долговременного закрепления плавучих доков и земснарядов (коэффициент держащей силы 10—12), ледовый Я. закрепляют за край полыньи при стоянке судна во льдах. Его масса не превышает 150-180 кг, а держащая сила определяется в основном прочностью льда и лапы Якоря.
К безрогим якорям относится мертвый якорь (в виде пирамиды, сегментной, грибовидной и винтовой). Держащая сила мертвого Я., представляющего собой усеченную пирамиду из чугуна или железобетона, близка к его массе.
Сегментный Я., выполняемый в виде отливки, лучше входит в грунт и имеет коэффициент держащей силы 2,5. У грибовидного Я. этот коэффициент 6—10. Винтовой Якор напоминает большой шуруп, который водолазы ввинчивают в грунт. Его держащая сила зависит в основном от свойств грунта. Безрогие мертвые Я. применяют для оборудования рейдов и гаваней (удержания швартовных бочек, буев и т.п.), в качестве судовых якорей они не используются.

ЯЛ
ЯЛ (англ. yawl, гол. jol), относительно короткая и широкая корабельная шлюпка с полными обводами и транцевой кормой. Имеет от 2 до 8 весел и, иногда, парусное вооружение. По числу весел ялы называются двойками (2-весельные Ялы), четверками (4-весельные), шестерками (6-весельные) и восьмерками (8-весельные Ялы). Применяется для сообщения с берегом или др. судами и для легких судовых работ. 2-весельные Ялы для перевозки тяжестей называют ялботом.

ЯЛИК
ЯЛИК 1. Небольшой ял.
2. Судно, употреблявшееся в XIX в. для ловли красной рыбы у берегов Азовского моря. Имело 2 съемные мачты с косыми парусами и бушприт (который не всегда использовался), 4-6 весел. Палуба отсутствовала, но в носу и корме были небольшие площадки, между которыми размещались 3 банки. Длина до 11м, ширина до 2,4 м, экипаж 4—6 чел.

ЯХТА
ЯХТА (гол. jacht от jagen - гнать), судно, оснащенное парусами или оборудованное механическим двигателем, предназначенное для прогулок, туризма или спорта. Чаще всего яхтами называют малые парусные суда независимо от их размерений и конструктивного типа.
К моторным яхтам относят катера длиной свыше 8 м с комфортабельными каютами. Парусно-моторные яхты (с вспомогательным двигателем) имеют нормальное парусное вооружение и снабжены небольшим двигателем мощностью 0,7-2,2 кВт на тонну водоизмещения, который сообщает скорость 3-6 уз. При мощности двигателя свыше 2,2 кВт, повышенной дальности плавания судна и уменьшенной площади парусов Я. относят к моторно-парусным.
В зависимости от назначения Яхты бывают гоночными, крейсерско-гоночными, прогулочными и туристскими. В отличие от прогулочных яхт, рассчитанных на кратковременное плавание и не имеющих закрытых помещений, но часто снабженных рубкой-убежищем от непогоды, туристские Яхты оборудуются комфортабельными помещениями для экипажа, санузлом, камбузом, мощным двигателем.
По конструкции парусные Яхты бывают килевыми - имеющими постоянный плавниковый киль, швертботами - с килем, убирающимся в колодец внутри корпуса, и компромиссами, у которых шверт проходит сквозь балластный фальшкиль, закрепленный под днищем. Швертбот и компромисс предназначены для плавания на мелководных акваториях.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко