В (vedi)
 
 
 
 
 
 
 
 
ВАЛКОСТЬ КОРАБЛЯ
ВАЛКОСТЬ КОРАБЛЯ, свойство корабля (судна) под воздействием внешних сил (волн, ветра) наклоняться на большие углы крена и медленно возвращаться в положение равновесия.
Большая валкость судна характеризует его малую остойчивость и является отрицательным качеством. Может быть следствием просчёта при проектировании корабля или недостаточности его балластировки, например, при следовании транспортного судна порожнем.
 
ВАНТЫ
ВАНТЫ (гол. want, нем. Wand от winden — обвивать, плести, наматывать), снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту или стеньги с бортов судна. В зависимости от того, какую мачту или стеньгу они поддерживают, ванты получают дополнительное наименование, например: бизань-ванты, грот-стень-ванты и т.п. Нижние концы вант крепятся к талрепам, а те, в свою очередь, к вант-путенсам.
 
ВАТЕРВЕЙС
ВАТЕРВЕЙС (мн. число от англ. waterway, water — вода и way — путь).
1. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов судна, образованный выступающей кромкой ширстрека и приваренной к палубе вертикальной стальной (ватервейсной) полосой. Вода из ватервейса удаляется через спуск, шпигаты.
2. Утолщенные доски палуб, настила, крайние к бортам судна.
 
ВАТЕРЛИНИЯ
ВАТЕРЛИНИЯ (гол. water-lijn, англ. water-line от water — вода и lijn, line — линия).
1. Линия соприкасания поверхности тихой воды с корпусом судна.
2. Кривая на теоретическом чертеже судна, образуемая пересечением поверхности корпуса горизонтальной плоскостью. Обозначается буквами WL или ВЛ.
Расчетной называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяют характеристики судна при проектировании. Основной расчетной ватерлинией является конструктивная ватерлиния (КВЛ), лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствует полученным расчетом полному водоизмещению. Грузовая ватерлиния (ГВЛ) совпадает с поверхностью воды при полной загрузке корабля и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке Отмечается на корпусе грузовой маркой.
 
ВАХТА
ВАХТА (гол., нем. wacht — стража, караул).
1. Вид дежурства на кораблях и судах, требующий особой бдительности и безотлучного пребывания на боевом посту или у работающих механизмов.
2. Промежуток времени, в течение которого несет дежурство одна смена.
3. Состав очередной вахтенной смены (см. Вахтенная служба).
 
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВС), вахта, особый вид дежурства на кораблях и судах, обеспечивающий безопасность их плавания, живучесть, а в ВМФ и боеготовность. ВС требует повышенного внимания и бдительности, безотлучного нахождения на посту, у действующих механизмов и систем. ВС. несут по сменам. Нормальная продолжительность вахты 4 часа. По решению командира корабля (капитана судна) продолжительность вахт на отдельных постах может быть сокращена до 1 ч или увеличена до 6 ч. Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной. Подвахтенные в случае необходимости могут привлекаться для временного усиления вахты. В типовую смену ВС входят вахтенный офицер (вахтенный помощник командира), вахтенный механик, вахтенные специалисты (рулевые, машинисты, радисты и т. д.), вахтенный на шлюпке, на концах, у трапа и др. ВС разделяется на ходовую и стояночную.
 
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ, официальный документ, ведущийся на всех кораблях и вспомогательных судах ВМФ с момента вступления их в строй и до исключения из состава флота. В ВЖ записывают в хронологической последовательности основные события, связанные с жизнью корабля (судна): данные о расходовании запасов, навигационного характера (курсы и скорости корабля, начало и конец маневрирования) и др. ВЖ имеет силу юридического документа, все сделанные в нем записи скрепляются подписью вахтенного офицера или дежурного по кораблю. По истечении года ВЖ сдается в архив, где хранится вечно.
 
ВЕЛЬБОТ
ВЕЛЬБОТ (англ. whale-boat — китобойная лодка), мореходная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы и практически симметричным относительно миделя распределением объема. Благодаря этому вельбот не зарыскивает на попутной волне, легко проходит полосу прибоя. Первоначально вельботы использовались для китобойного промысла. Классический китобойный вельбот имел прочную деревянную конструкцию с обшивкой вгладь, снабжался парусами и рулевым веслом. Гребли распашными веслами, причем на каждой банке сидел 1 чел. В настоящее время вельботы получили распространение в качестве судовых спасательных шлюпок и шлюпок береговых спасательных станций, в т. ч. снабженные ДВС.
 
ВЕЛЬБОТНАЯ КОРМА
ВЕЛЬБОТНАЯ КОРМА, тип заостренной в плане кормовой оконечности малого судна с рулем, навешиваемым на ахтерштевне (в отличие от крейсерской кормы, на которой руль устанавливается под кормовым подзором).
 
ВЕЛЬПСЫ
ВЕЛЬПСЫ, вельпы (англ. whelps), продольные выступы на барабане шпиля, турачке брашпиля, препятствующие проскальзыванию каната или цепи при выбирании на барабан.
 
ВЕРП
ВЕРП, верп-анкер (гол. werp от werpen — бросать, кидать), легкий завозной якорь на корабле. Используется в аварийных ситуациях, например для самостоятельного снятия корабля с мели, для перемещения (верпования) его на другое место при отсутствии хода или для разворачивания корабля при постановке на якорь в стесненной акватории. В качестве верпа используют обычно адмиралтейские якоря или якоря повышенной держащей силы. Размещаются обычно на верхней палубе вблизи стрел или кранов, которыми их можно подать на шлюпку. Корабли водоизмещением свыше 800 т снабжаются верпом, называемым стоп-анкером (в два раза легче станового), который размещается на корме.
 
ВЕРТЛЮГ
ВЕРТЛЮГ, переходное шарнирное приспособление для соединения 2 частей грузового устройства, якорных цепей и др. деталей судового оборудования. Позволяет одному из них вращаться вокруг своей оси, предупреждая закручивание снасти, якорных цепей и пр. В якорных устройствах судов обычно ставятся два вертлюга — на 1-й и последней смычках якорной цепи.
 
ВЕТРООТБОЙНИК
ВЕТРООТБОЙНИК, ветроотражатель, устройство в виде изогнутого листа из легких сплавов или оргстекла, закреплен, на ограждениях открытых участков ходового мостика. Служит для отвода вверх ветрового потока, затрудняющего визуальное наблюдение, пользование мореходными инструментами и т. п.
 
ВЕХА
ВЕХА, плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения навигационных опасностей и указания фарватеров. Представляет собой круглый шест длиной 6—19,5 м, закрепленный на шприт-бакане (поплавке из обрубка толстого дерева). На верхнем конце вехи закреплен голик (знак в виде раструба, сплетен, из прутьев) или др. топовая фигура. Иногда вехи оборудуют пассивными радиолокационными отражателями, на некоторых устанавливают светооптические аппараты. К нижнему концу В. крепят цепь или трос с грузом (якорем). Форма топовой фигуры и окраска В. зависят от системы расстановки плавучих знаков. По размерам В. делятся на морские (высота. топовой фигуры 8—10 м, видимость днем 1,5—2 мили), рейдовые (выс. 6—7 м, видимость 1 —1,5 мили), бухтовые (выс. 4 м, видимость 0,5— 1 миля). В зимнее время в холодных районах устанавливают зимние вехи — без топовых фигур, с укороченными и утолщенными (до 25 см) шестами и тяжелыми якорями (массой до 1 т).
 
ВИБРАЦИЯ
ВИБРАЦИЯ (от лат. vibratio — колебание), механические колебания в машинах, механизмах, конструкциях. Может быть вредной, ведущей к нарушению их работы и даже к разрушению, и полезной, используемой в различных технологических процессах.Вибрация гребного вала - это механические колебания гребного вала, вызываемые динамической неуравновешенностью самого вала, винта и редуктора, а также допущенными неточностями при монтаже валопровода и изготовлении винта (напр., различием отдельных лопастей по шагу). Является основной причиной вибрации корабля.
 
ВИНДЗЕЙЛЬ
ВИНДЗЕЙЛЬ (от гол. wind — ветер и zeil — парус), длинный парусиновый рукав с жесткими обручами внутри для придания формы. Служил для естественной вентиляции подпалубных помещений судна и устанавливался так, чтобы входное отверстие было направлено против ветра.В настоящее время - воздухопровод прямоугольного сечения для принудительной вентиляции внутренних помешений корабля.
 
ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА
ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА (ВРШ), гребной винт, лопасти которого могут поворачиваться относительно осей, перпендикулярных к оси гребного вала. Внутри ступицы ВРШ располагается механизм, обычно с гидравлическим приводом, поворачивающий лопасти на заданный угол и удерживающий их в этом положении. Управление положением лопастей дистанционное, с мостика судна. Поворот лопастей ВРШ регулирует нагрузку двигателя и упор винта при заданной частоте вращения гребного вала и позволяет изменять направление упора (реверс движителя) при неизменном направлении вращения гребного вала. ВРШ традиционно применяются на судах, скорость которых при данной мощности двигателя меняется в широких пределах (буксирах, траулерах, тральщиках), а также на судах, которые должны обладать хорошей маневренностью (напр., паромы). ВРШ устанавливают и на судах других типов, включая наиболее крупные, т. к. благодаря лучшему использованию мощности двигателя они позволяют увеличить эксплуатационную скорость судна, а также добиться экономии топлива.

ВИНТ ФИКСИРОВАННОГО ШАГА
ВИНТ ФИКСИРОВАННОГО ШАГА (ВФШ), наиболее распространенный тип гребного винта, лопасти которого жестко закреплены на ступице и не могут изменять положения в процессе эксплуатации. Конструкция ВФШ монолитная или сборная.
 
ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА
ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА - объём внутренних помещений транспортного судна, исчисляемый в регистровых тоннах.
Различают: полную (валовую, брутто-регистровую), подпалубную регистровую и чистую (нетто-регистровую).
Подпалубная регистровая вместимость - объём в регистровых тоннах всех помещений, расположенных до верхней непрерывной палубы (у однопалуб. и двухпалуб. судов) или до второй палубы снизу (на судах, имеющих более двух непрерывных палуб).Полная (валовая, брутто-регистровая) вместимость - объём всех судовых помещений под палубой и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, занятых вспомогательными механизмами, воздушными и свет, шахтами, камбузом и гальюнами.Чистая (нетто-регистровая) вместимость - объём грузовых помещений в регистровых тоннах, определяемый путём вычета из валовой вместимости объёма помещений, которые нельзя использовать для грузов (напр., машинное и котельное отделения, помещение судового экипажа, штурман, рубка и др. помещения спец. назначения). Чистая вместимость устанавливается путём обмера судна и согласно Правил классификационных обществ, и Международной конвенции по обмеру судов, с целью определить при расчётах величину взимаемых с судна пошлин и сборов.
 
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна - количество воды, вытесненной плавающим судном, одна из основных характеристик размеров судна. Измеряется в единицах объема (объемное водоизмещение) или массы (массовое водоизмещение).
Объемное водоизмещение численно равняется объему подводной части корпуса судна ниже ватерлинии, включая выступающие части (рули, винты, кронштейны и т. п.).
Массовое водоизмещение - равняется массе всего судна и находящихся на нем грузов, включая судовые запасы, твердый и жидкий балласт. При постоянном массовом водоизмещении объемное меняется в зависимости от плотности воды, например при переходе судна из морской воды в речную (пресную). В расчетах, связанных с нагрузкой масс судна, различают следующие основные случаи. Водоизмещение порожнего судна (водоизмещение порожнем) — сумма всех масс, из которых слагается масса построенного судна с оборудованием, механизмами и устройствами, а также массы тех частей жидких грузов, которые находятся в котлах, мех-мах и трубопроводах подготовленных к запуску ЭУ, массы остатков жидких грузов, которые не могут быть удалены из цистерн при откачке (т. н. мертвый запас) и массы твердого балласта, укладываемого на некоторых судах для обеспечения остойчивости и посадки.
Полное водоизмещение - сумма водоизмещения порожнего судна и дедвейта. В статике корабля пользуются также понятием весового водоизмещения: D=yV, где у — удельный вес воды, V — объемное водоизмещение. Для военных кораблей различают водоизмещение полное, наибольшее, нормальное, стандартнее и порожнем.Полное водоизмещение - масса корабля с укомплектованным л/с и всеми корабельными механизмами, устройствами и вооружением, а также переменными грузами, предусмотренными спецификацией корабля (боезапас, предметы снабжения, продовольствие, питьевая и питательная вода для котлов, топливо, смазочные материалы). Наибольшее - полное водоизмещение плюс переменные грузы, принятые сверх спецификационных норм до полного заполнения всех ёмкостей и помещений.Нормальное - полное водоизмещение за вычетом 50% запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды для котлов. Стандартное - полное водоизмещение за вычетом всех запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды для котлов.Водоизмещение порожнем - масса корабля без л/с и переменных грузов. Для подводных лодок различают водоизмещение надводное и подводное. Подводное В. больше её надводного водоизмещения на массу воды, принимаемой в цистерны главного балласта при погружении.
 
ВОДОЛЕЙ
ВОДОЛЕЙ (разговорн.), водоналивное судно, предназначенное для снабжения судов и кораблей пресной водой. В военно-морском флоте указанные суда именуются морскими водоналивными транспортами и выполняют задачи обеспечения кораблей котельной, питьевой и др. водой.
 
ВОДОМЕРНАЯ РЕЙКА
ВОДОМЕРНАЯ РЕЙКА, деревянная или металлическая рейка с дециметровыми и сантиметровыми делениями, предназначенная для непосредственного отсчёта уровня воды. ВР может быть постоянной, называемой футштоком, и переносной.
 
ВОДОМЁТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
ВОДОМЁТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ, судовой движитель, со стоящий из водопроточного канала, внутри которого расположен насос, засасывающий воду через входное отверстие водозаборного устройства и выбрасывающий ее через сопло. Тяга создается за счет реакции струи, выбрасываемой ВД в сторону, противоположную движению судна. Известны водозаборные устройства статические, у которых плоскость входного отверстия совпадает с направлением набегающего потока, и полнонапорные с плоскостью входного отверстия, перпендикулярного к направлению набегающего потока. На водоизмещающих и глиссирующих судах применяются главным образом статические водозаборные устройства, на СПК — полнонапорные. Рабочим органом ВД служат осевые и центробежные насосы, на быстроходных судах — 2-ступенчатые. Ускорение потока перед его выбросом из ВД происходит в сопле — участке с плавно уменьшающимся сечением.Различают ВД с выбросом в атмосферу, с подводным и полуподводным выбросом. Из-за невозможности осуществить реверс ВД изменением направления вращения насоса на сопле часто устанавливают реверсивные устройства, состоящие из рулей и заслонок и обеспечивающие поворот выбрасываемой струи. Эти устройства используются также для управления судном по курсу.ВД при умеренных скоростях судна уступают по КПД гребным винтам и применяются, когда необходимы малая осадка и лучшая защищенность рабочего органа.
 
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ, свойство конструкций корпуса корабля (наружной обшивки, переборок, второго дна, палуб) не пропускать воду.Водонепрницаемость достигается путём выполнения конструктивных мер при проектировании и постройке корабля. Проверяется путём гидравлических испытаний и контролируется в процессе эксплуатации корабля.
 
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ОТСЕК
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ОТСЕК, внутреннее помещение судна, ограниченное водо-непроницаемыми поперечными и продольными переборками и палубами. Деление корабля на ВО предусматривается при его проектировании и имеет целью ограничить потери запаса плавучести и остойчивости при повреждениях корпуса корабля. Число ВО определяется исходя из конструктивных особенностей проектируемого судна и требований к его непотопляемости.
 
ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ
ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль или корабль специального назначения, предназначенный для уничтожения или ослабления сил и средств противника боевым воздействием. Обычно на военных кораблях устанавливается несколько видов корабельного оружия, из которых один является главным, а остальные являются вспомогательными или служат для самообороны. По Женевской международной конвенции 1958 об открытом море военный корабль:
- должен иметь внешние знаки, определяющие его государственную принадлежность;
- должен находиться под командой офицера, состоящего на государственной службе; и
- должен иметь экипаж, подчиняющийся уставной военной дисциплине.
 
ВОЛНА МОРСКАЯ
ВОЛНА МОРСКАЯ (ветровая), движение частиц воды на морской (океанской) поверхности под воздействием ветра по траекториям, близким к круговым, без поступательного перемещения масс воды. Профиль ВМ имеет очертание, близкое к трохоиде (кривая, описываемая к.-л. точкой внутри круга, катящегося без скольжения по прямой).
Различают следующие элементы ВМ:
гребень — расположен выше среднего волнового уровня;
вершина — наивысшая точка гребня;
ложбина — расположена ниже среднего волнового уровня;
подошва — низшая точка ложбины;
фронт — линия, проходящая по вершинам волны перпендикулярно к направлению её распространения.
ВМ имеет следующие основные количественные характеристики: высота — вертикальное расстояние между гребнем и подошвой; длина — горизонтальное расстояние между двумя последовательными гребнями волн, измеренное в направлении распространения волн; период — время прохождения через неподвижную точку на поверхности моря двух следующих друг за другом гребней; скорость — расстояние, проходимое волной в направлении её распространения за 1 с; крутизна — наклон волнового профиля к горизонту; высота гребня — превышение вершины волны над средним волновым уровнем.
 
ВОЛНЕНИЕ
ВОЛНЕНИЕ моря, процесс формирования, развития и распространения морских (океанских) волн на определенной акватории. По характеру волнение различают: ветровое, зыбь, смешанное.
Ветровое - вызывается ветром и находится под воздействием волнения моря (океана). Направления ветрового волнения и ветра совпадают. Подветренный склон ветровых волн круче наветренных, верхушки гребней волн при усилении ветра заваливаются под ветер, образуя барашки. Зыбь - система волн, оставшихся от затихшего, ослабевшего или повернувшего на другой румб ветра. Волны зыби более правильной формы, чем ветровые. При затихшем ветре зыбь называется мёртвой зыбью. Смешанное волнение - образуется в результате взаимодействия ветровых волн и зыби. По внешнему виду волнение различают: бурун, неправильное (нерегулярное) волнение, правильное (регулярное) волнение, прибой, рябь, толчея. Бурун, система разрушающихся волн над мелководьем. Неправильное (нерегулярное) волнение, форма и элементы волн меняются от одной волны к другой. Правильное (регулярное) волнение, форма и элементы всех волн одинаковые. Прибой, система разрушающихся волн у берега. Рябь, начальная форма развития волн, представляющая собой мелкие волны с чешуйчатыми гребешками. Толчея, неправильное волнение с пирамидальными гребнями и расплескивающимися верхушками; создаётся при наложении друг на друга различных систем волн.
 
ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, составляющая сопротивления воды движению судна, обусловленная затратами энергии на создание корабельных волн. Снижается выбором формы внешних обводов корпуса (см. Бульб). Величина ВС зависит от скорости корабля, формы его корпуса и осадки (уменьшается с её увеличением), а для подводных лодок — глубины погружения (на глубине 40—50 м практически отсутствует), ширины и глубины акватории (ВС увеличивается при движении в канале и на мелководье)
 
ВОЛНОЛОМ
ВОЛНОЛОМ, гидротехническое сооружение для защиты от действия волн и течений акватории и подходов к портам или морских берегов. Первые называют оградительными, 2-е — берегозащитные.
 
ВРАЗДРАЙ
ВРАЗДРАЙ, работа двигателями на двухвинтовых кораблях (судах), одним— вперёд, другим — назад с целью ускорить манёвр разворота и уменьшить при этом диаметр циркуляции корабля. Применяется при развороте в стесненных условиях, при швартовке, отходе корабля от пирса.
 
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, составная часть судовой энергетической установки для обеспечения на судне жизнедеятельности людей, работы главной энергетической (ГЭУ) и электроэнергетической (ЭЭУ) установок, а также различных судовых механизмов. В состав ВЭУ входят установки для получения пара, кондиционирования воздуха, опреснения воды, холодильные установки и вспомогательные механизмы, являющиеся составными элементами систем судна (насосы, компрессор, машины, кондиционеры и т. д.). Производимый в ВЭУ пар используется на судне для бытовых нужд (грелки, камбуз, душевые и т. д.), обеспечения работы ГЭУ (продувание котлов, прогрев двигателей и т. д.), турбогенераторов ЭЭУ, палубных механизмов с паровым приводом (грузовые лебедки, краны, брашпили и др.), для борьбы с обледенением, продувки кингстонов, а также работы кондиционеров и водоопреснителей.
 
ВТОРОЕ ДНО
ВТОРОЕ ДНО, внутреннее дно, водонепроницаемый настил, привариваемый к верхним кромкам флоров, вертикального киля и днищевых стрингеров судна, образующий вместе с днищем двойное дно. В случае повреждения днища ВД предохраняет корпус судна от попадания в него воды, а на крупнотоннажных танкерах предотвращает разлив нефти. Является платформой, несущей большую часть перевозимых грузов, ЭУ и пр. На сухогрузных судах ВД расположено горизонтально. В носовой оконечности оно может иметь подъем (до 5— 10°) к борту, а иногда и к форпиковой переборке. Настил ВД обычно состоит из продольно ориентированных листов, подкрепленных продольными ребрами жесткости.
 
ВЫБЕГ
ВЫБЕГ, путь, проходимый судном с момента отдачи команды о реверсе движителей до полной остановки судна. Является показателем маневренных качеств судна.
 
ВЫБЛЕНКИ
ВЫБЛЕНКИ (гол. wevelingen от weven — ткать, вплетать), поперечные ступеньки на вантах, образуемые вплетением в них тонкого троса на высоте 280 — 380 мм друг над другом. Служат для подъема по ним людей наверх, части мачт и стенег.
 
ВЫБРАТЬ
ВЫБРАТЬ, подтянуть снасть, конец. Выбрать слабину — обтянуть конец так, чтобы он не провисал; Выбрать втугую — обтянуть конец с усилием.
 
ВЫВАЛИВАТЬ
ВЫВАЛИВАТЬ (вывалить), выдвинуть, вывести за борт. Вывалить шлюпку — приподнять корабельную шлюпку с киль блоков и вывести её на шлюпбалках за борт (для последующего спуска на воду). Вывалить выстрел — установить выстрел перпендикулярно к борту.
 
ВЫМБОВКА
ВЫМБОВКА (гол. windboom от winden — навивать и boom — дерево), деревянный брус или рычаг для вращения барабана ручного шпиля или кабестана. Вставлялся горизонтально в гнездо в голове шпиля.

ВЫПИНГ
ВЫПИНГ, волновая вибрация (от англ. whip — хлестать), неустановившиеся упругие колебания корпуса судна, вызываемые ударами его днища и бортов о воду — слемингом — и накатом воды на открытые участки палуб при движении на волнении. Выпинг появляется через случайные интервалы времени, имеет характер затухающих колебаний с частотой 1-го тона свободной вибрации корпуса. Напряжения в продольных связях, вызванные выпингом, накладываются на напряжения от волновых изгибающих моментов и при неблагоприятных условиях плавания (с балластом, при повышенной заливаемости) могут быть причиной усталостных повреждений конструкций корпуса.
 
ВЫСАДОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ВЫСАДОЧНЫЕ СРЕДСТВА - транспортные средства для доставки на берег личного состава и боевой техники десантов с десантных кораблей и транспортов. Высадочными средствами являются:
- боевые машины-амфибии;
- вертолеты, базирующиеся на десантные корабли; а также
- плашкоуты и катера;
- суда на воздушной подушке и т.д.

ВЫСОТА НАДВОДНОГО БОРТА
ВЫСОТА НАДВОДНОГО БОРТА, расстояние по вертикали от плоскости конструктивной (грузовой) ватерлинии корабля (судна) до верхней палубы, измеренное в плоскости мидель-шпангоута. ВНБ зависит от осадки корабля и при надлежащем её значении обеспечивает должный запас плавучести и достаточную его остойчивость при больших углах крена.
 
ВЫСТРЕЛ
ВЫСТРЕЛ, рангоут, дерево (или металлическая балка), прикрепленная к борту судна шарнирным соединением и расположенная перпендикулярно к нему. В вываленном положении служит для постановки и крепления шлюпок и катеров во время якорной стоянки, а также для посадки личного состава в шлюпку. В горизонтальном положении выстрел удерживается выстрел-топенантом — тросом, идущим от нока выстрела к фок-мачте. В перпендикулярном к борту судна положении выстрел удерживается выстрел-брасом — тросом, идущим от нока выстрела к носу судна, и бурундуком — тросом, идущим от нока выстрела к корме судна. Вдоль выстрела на высоте 1 м от него, между выстрел-топенантом и бортом судна, натягивается трос — выстрел-леер, служащий для облегчения передвижения по выстрелу На ходу судна выстрел заваливается (убирается) к борту. Для вывода за борт и уборки заводится выстрел-гордень.
 
ВЫХОДИТЬ НА ВЕТЕР
ВЫХОДИТЬ НА ВЕТЕР — держать курс крутой бейдевинд на парусном судне; выйти из ветра — привести судно к ветру так круто, что паруса обезветрятся, заполощут.
 
ВЬЮШКА
ВЬЮШКА, барабан в виде катушки для хранения на нем различных канатов.
Устанавливается на палубе и вращается рукоятками вручную или простейшим механическим приводом.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко