Т (tverdo)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТАКЕЛАЖ
ТАКЕЛАЖ (гол. takelage от takel - оснастка), совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов и т.п. Наиболее развит такелаж у парусных судов.
Его разделяют на стоячий и бегучий, а последний, в свою очередь, на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Стоячий такелаж служит для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Основные снасти стоячего такелажа - ванты, фордуны и штаги. Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны - сзади и отчасти с боков, штаги - спереди. К прочности, надежности и долговечности стоячего такелажа предъявляют высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты, нижние мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 48-50 мм, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают, талрепами. Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам. Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелаж, тиром для защиты от сырости. Остальные части стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.
Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги. Фалы подвижных реев тянут самотормозящимися ручными лебедками или непосредственно гинями. 1-й способ позволяет в 8—10 раз сократить число людей, поднимающих рей, 2-й — вдвое уменьшить затраты времени на подъем.

ТАЛИ
ТАЛИ (гол. talie от лат. talea - обрезок), грузоподъемное устройство, состоящее из 2 блоков, через которые проходит стальной или растительный трос. Тали дают выигрыш в силе за счет уменьшения скорости подъема. В зависимости от числа шкивов в блоках тали бывают 1-, 2-, 3-, 4-, 6-, 8- и 12-шкивные. По назначению различают: шлюп-тали (подъем и опускание шлюпки), румпель-тали (управление рулем), хват-тали (подъем небольших тяжестей).

ТАЛРЕП
ТАЛРЕП (гол. taalreep от taal - тали и rеер - трос), приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов. Тросовый талреп - специальный вид талей, основанных между юферсами. Применялся для натяжения вант, штагов и др. снастей такелажа парусных судов.
Современный винтовой талреп состоит из корпуса, в который ввинчиваются 2 стальных прутка с рымами или скобами на свободных концах для крепления к снастям и опорам. При проворачивании корпуса в ту или иную сторону изменяется длина талрепа, чем увеличивается или уменьшается натяг снастей.

ТАНКЕР
ТАНКЕР (от англ. tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно для перевозки жидких и полужидких грузов, преимущественно сырой нефти и нефтепродуктов. Общий тоннаж танкеров составляет около 42% суммарного тоннажа мирового транспортного флота. Развитие танкерного флота обусловлено удалением основных районов добычи нефти от главных районов ее потребления и переработки.
Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением МО и, как правило, жилой надстройки; грузовая часть Танкера делится несколькими поперечными и 1-3 продольными переборками на грузовые отсеки, называемые танками. Часть танков отводится под водяной балласт (35-45% дедвейта), всегда принимаемый в порожнем (без груза) рейсе для обеспечения необходимых остойчивости и посадки судна.

ТЕЛЕГРАФ
ТЕЛЕГРАФ судовой (от греч. tele - далеко и grapho - пишу) совокупность приборов для передачи типовых указаний с командного поста (например, ходовой рубки) на исполнительные посты управления, а также контроля их исполнения. По назначению различают телеграфы машинные, котельные, якорные, рулевые, движительные и др. С помощью машинного телеграфа передают команды об изменении частоты и направления вращения гребных винтов.
По устройству телеграфы могут быть механические и электрические. Современные телеграфы - электрические, в них используется принцип синхронной передачи угла поворота вала (чаще всего с помощью сельсинов). Телеграф всегда состоит из 2 линий - прямой и обратной. По прямой передается команда, по обратной - сигнал о ее исполнении. Телеграфы оборудуются звуковой сигнализацией, которая включается в момент передачи команды и отключается после ее правильной отработки. В шумных помещениях наряду со звуковой применяется световая сигнализация.

ТЕЛЬНЯШКА
ТЕЛЬНЯШКА, трикотаж, вязаная или сшитая нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами, часть формы одежды моряков многих стран мира. Впервые введена на флоте в Голландии. В русском флоте появилась в 1862 г., официально введена для ношения личным составом флота в 1874 г. Состоит на снабжении в русских ВМФ для матросов, старшин, курсантов военно-морских и мореходных училищ, воспитанников Нахимовского училища, военнослужащих морской пехоты.

ТЕПЛОХОД

ТЕПЛОХОД, судно, на котором в качестве главного двигателя установлены ДВС (обычно дизель) или газовая турбина. Теплоход с газовой турбиной часто называют газотурбоходом. В России первые морские теплоходы («Вандал» и «Дело») появились в начале XX в. В настоящее время более 90% всех транспортных судов составляют теплоходы, что объясняется высокой экономичностью дизелей.

ТИФОН

ТИФОН (греч. Typhon - стоглавое огнедышащее чудовище), аппарат для подачи звуковых сигналов. Применяется в качестве звуковых сигнальных средств на судах, а также на маяках и других знаках навигационной обстановки для подачи туманных сигналов. Представляет собой металлический корпус с зажатой в нем наборной мембраной. Сжатый воздух, подаваемый в тифон, заставляет мембрану колебаться; колебания через резонансную камеру поступают в направляющий рупор. Из всех воздушных звукосигнальных средств тифон наиболее мощный.

ТРАВЕРЗ
ТРАВЕРЗ (фр. traverse от лат. transversus - поперечный).
1. Устройство для защиты артиллерийской прислуги от продольного огня. Устанавливалось на верхней палубе корабля перпендикулярно бортам. Применялось в ВМФ в XIX - начале XX в. при открытой - без щитов и башен - бортовой установке орудий.
2. Направление, перпендикулярное курсу судна. «Быть на траверзе» какого-либо предмета - находиться на линии, направленной на этот предмет и составляющей прямой угол с курсом судна. По названию борта судна различают правый и левый траверзы.

ТРАНЕЦ
ТРАНЕЦ (англ. transom), плоский поперечный срез кормы судна. Транец может быть вертикальным или наклонным. Корма с транцем наиболее характерна для судов с горизонтальной грузообработкой. При устройстве на таких судах угловой аппарели дополнительно к вертикальному появляется угловой транец с одного или обоих бортов. На рыболовных судах с кормовым тралением обшивка транца утолщается и защищается приварными полосами сегментного профиля.

ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА
ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА, гражданские суда, используемые для перевозки различных грузов и пассажиров. Различают грузовые (сухогрузные, наливные, комбинированные), пассажирские и грузопассажирские суда. По видам перевозок ТС подразделяются на линейные, которые обеспечивают перевозки на определенных направлениях и имеют устойчивый грузопоток (пассажиропоток), и суда нерегулярного плавания (трамповые).

ТРАП

ТРАП (гол. trap), судовая лестница для сообщения между помещениями или открытыми участками на палубах корпуса, надстроек и рубок. Относится к дельным вещам. Трапы различают по местоположению (наружные и внутренние), по ширине (1- и 2-поточные), по способу крепления (стационарные, съемные и переносные), по ориентации относительно палубы (наклонные, вертикальные).
Конструкция и размеры трапов стандартизованы. Внутренние трапы на пассажирских судах художественно оформлены, имеют большую ширину и малый наклон. Вертикальные скоб-трапы, не имеющие поручней, устраивают в редко посещаемых людьми местах (в трюмах и шахтах, а также на мачтах, дымовых трубах и т.п.). Они состоят из стальных скоб, привариваемых одна над другой с некоторым интервалом. Для доступа на судно, стоящее у причала или на рейде (с катера или шлюпки), предусматриваются забортные трапы, опускаемые и поднимаемые с помощью трап-балок (балки, оснащенные талями и предназначенные для спуска, подъема и удержания на заданном уровне нижних площадок забортного трапа). Гибкий штормтрап подвешивается к выстрелу или опускается вдоль борта и служит для сообщения между судами разных размеров при интенсивном волнении, когда использование забортного трапа затруднено. На высокобортных судах устанавливают механические подъемники, в частности для приема на судно лоцмана.

ТРЮМ

ТРЮМ (гол. truim), пространство внутри корпуса судна между днищем (вторым дном) и вышележащей палубой или платформой. До начала XX в. назывался интрюмом, или интрюймом, (intruim). Часто трюмом называют грузовое или производственное помещение на судне, расположенное между днищем и палубой, ограничен поперечными переборками и предназначенными для определенных целей, например грузовой трюм, рефрижераторный трюм. Нумерация грузовых трюмов идет от носа к корме. Помещения в корпусе, расположенные выше трюма, называются твиндеками.

ТУЗИК

ТУЗИК (от англ. two - два), небольшая (длиной не более 3 м) 2-весельная шлюпка на судне, используемая для сообщения с берегом и судовых работ. Обычно хранится по походному на палубе в положении вверх килем.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко