С (slovo)

 

 

 

 
 
 
 
СЕДЛОВАТОСТЬ ПАЛУБЫ
СЕДЛОВАТОСТЬ ПАЛУБЫ, подъём палубы корабля (судна) от середины (миделя) к носу и к корме. Предусматривается при строительстве корабля для улучшения его мореходных качеств.

СЕЙНЕР
СЕЙНЕР (англ. seiner от seine - кошельковый невод), рыболовное судно, ведущее лов кошельковым неводом. Отличается наличием рабочей (сейнерной) площадки, на которой осуществляют операции с неводом.
Строят 1-2-площадочные сейнеры с кормовым и бортовым заметом невода. При 2 площадках на кормовой производят замет и выборку невода, а на носовой - кошелькование невода и прием улова.
Основные промысловые механизмы: сейнерная или траловая лебедка для выборки стяжного троса и неводовыборочная машина или промысловая стрела с силовым блоком. Имеется мотолодка для вспомогательных операций при замете невода.
В связи с сезонностью кошелькового промысла сейнеры, как правило, приспосабливают для работы с другими вспомогательными орудиями лова: тралом, снюрреводом, дрифтерными конусными сетями и пр.
Водоизмещение 100-400 т, длина 20-40 м, мощность ЭУ 110-370 кВт, скорость 8-12 узлов

СЕКСТАН
СЕКСТАН (от лат. sextans, sectantis - 6-я часть), угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небес, светил и углов на земной поверхности. Предшественниками секстана были градшток., астролябия, квадрант, октан.
Система зеркала в секстане обусловливает ход лучей, который исключает ошибку, вызываемую небольшим отклонением плоскости инструмента от плоскости измеряемого угла. Благодаря этому измерение углов секстана можно производить, держа его в руке, даже в условиях качки. Идея устройства принадлежит И. Ньютону (1699), а сконструирован он англичанином Дж. Гадлеем и американцем Т. Годфреем в 1731 г. независимо друг от друга.
Помимо мореходной астрономии С. используется в навигации и гидрографии для измерения горизонтальных углов между береговыми ориентирами и определения по ним точного местонахождения судна. С помощью навигационного секстана можно производить измерения с точностью до нескольких десятых долей минуты. Некоторые специальные морские и авиационные секстаны имеют гироскопические устройства и другие искусственные уровни и приспособления, позволяющие производить астрономические измерения при отсутствии видимого горизонта относительно плоскости истинного горизонта.

СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ
СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ, комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенных для осуществления зрительной связи между судами и судов с берегом. Каждому СФ присваивается свое наименование (буквенное или цифровое). Поднятые на стеньгах либо ноках реев одиночные СФ или их сочетание означают определенные слова или фразы, расшифровка которых по наименованиям флагов приводится в сводах сигналов. Существуют Международный свод сигналов (МСС), предназначенный для судов и кораблей всех стран, и в каждой стране свой Свод военно-морских сигналов - для кораблей ВМС (ВМФ).
Флажное сигналопроизводство появилось в IX веке. Первоначальный смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая царские штандарты. Специальные СФ появились в России в 1696 г. Первый свод отечественных сигналов был выпущен в 1710 г. Для передачи какого-либо распоряжения, донесения, сообщения или просьбы находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие против него сигнальные сочетания флагов (м.б. 1-, 2- и 3-флажные сигналы), набирают (составляют) их из СФ и затем поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах сигналов.
Дальность флажной сигнализации зависит от условий видимости, высоты подъема флагов, направления ветра и др. При хорошей видимости она достигает 4-5 миль. В торжественные дни (праздники, вручение наград и др.) корабли и суда украшаются флагами, поднимаемыми на фалах, идущих между клотиками мачт и от них к штевням судна (флаги расцвечивания). Для расцвечивания используются СФ МСС, при этом не должны употребляться государственные и военно-морской флаги, кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов, флаги должностных лиц, иностранные национальные и военные флаги, флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами, вымпел свода.
Набор СФ при расцвечивании производится так, чтобы от форштевня до клотика фок-мачты располагались треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и с косицами. Расположенные рядом флаги не должны образовывать слов или фраз. Флаги расцвечивания поднимаются только на стоянке судна.

СКЛИЗ
СКЛИЗ (от рус. скользить), простейшее подъемно-спусковое сооружение, предназначенное для натаскивания или спуска судов на салазках по деревянным спусковым дорожкам, уложенным на наклонной плоскости. Применяется на небольших верфях речного судостроения и судоремонта.

СКЛЯНКА
СКЛЯНКА. 1. Песочные часы на судне во времена парусного флота. В ходу были полуминутные, минутные, получасовые, часовые и 4-часовые склянки. Минутные и полуминутные склянки использовались при измерении скорости судна ручным лагом, 4-часовые (т.н. большая склянка) - для счета времени вахт. Самой распространенной была получасовая склянка. Остановить счет времени можно было переводом склянок в горизонтальное положение.
2. Получасовой промежуток времени. Каждые полчаса вахтенный переворачивал склянки и бил в колокол (отсюда выражение «бить склянки»): 1 удар в 0 ч 30 мин, 2 удара в 1 ч 00 мин, 3 удара в 1 ч 30 мин и так до 8 ударов (максимальное число) в 4 часа. После этого счет вели сначала - от 1 до 8 ударов. В полдень били рынду.
Для моряков получасовой счет времени удобнее обычного, т.к. он хорошо приспособлен к издавна сложившемуся разделению службы на судах на 4 часовые вахты. Под вопросом «Которая склянка?» (т.е. «Который получас?») следовало понимать: «Сколько времени прошло с начала вахты?» (с 0, 4, 8, 12, 16 или 20 ч). Выражение «Сдать под склянку» раньше означало: «Сдать на хранение часовому», ныне «Закончить работу к смене вахты без замечаний».

СКОБ - ТРАП

СКОБ-ТРАП, вертикальная лестница на корабле (судне) со ступеньками из стальных скоб, привариваемых к переборке, борту, мачте, дымовой трубе и т. п.

СКОРОСТЬ СУДНА

СКОРОСТЬ СУДНА, важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его передвижения. Скорость морских судов измеряют в узлах, судов внутреннего плавания - в км/ч.
Различают скорости:
- на испытаниях, замеряемую при сдаточных испытаниях на мерной линии при определенных метеорологических условиях (состоянии моря и ветра);
- спецификационную - гарантируемую договорной спецификацией для водоизмещения судна в полном грузу при определенных метеорологических условиях;
- эксплуатационную - в эксплуатационном режиме ЭУ при средних навигационных условиях;
- путевую - определяемую делением расстояния, пройденного судном между портами отправления и назначения, на время, затраченное на его прохождение;
- техническую - определяемую делением какого-либо пройденного расстояния на время движения;
- минимальную - определяемую минимальной устойчивой частотой вращения гл. двигателя СС соответствующей минимальной скорости, при которой судно сохраняет способность управляться.

СКУЛА

СКУЛА, место перехода от днища к борту судна. Форма скулы зависит от типа судна и ее расположения по длине корпуса. Малые суда (глиссирующие, СПК) чаще имеют острую скулу, а средние и большие - криволинейную, обычно скругленную по радиусу. У судов с упрощенными обводами встречается «ломаная» (трапецеидальная) скула.

СКУЛОВОЙ КИЛЬ

СКУЛОВОЙ КИЛЬ, 1-, 2-слойное (полое) или составное листовое ребро, устанавливаемое вдоль скулы в средней части судна перпендикулярно к наружной обшивке. Является простым и эффективным успокоителем качки. Протяженность СК 0,2-0,6 длины корпуса, высота 0,3- 0,6 м, суммарная площадь 2-6 % площади ватерлинии.
Скуловой Киль уменьшает размах бортовой качки за счет волно- и вихреобразования, а также возникающей на нем подъемной силы (при ходе судна). Чтобы предохранить наружную обшивку от повреждений, к корпусу он крепится при помощи полосы, с которой соединен более слабым швом.

СЛАНЬ
СЛАНЬ. 1. То же, что и пайол.
2. Съемные металлические листы на платформах в Машинном Отделении и котельном отделении для доступа к устройствам и трубопроводам, проложенным под главными и вспомогательными механизмами.
3. Отдельные листы съемной металлической палубы.

СЛЕМИНГ

СЛЕМИНГ (от англ. slam - хлопать), явление удара днищевой части носовой оконечности корпуса о воду в процессе продольной качки судна при его движении на встречных волнах. Удар сопровождается содроганием корпуса вследствие внезапного нарастания нагрузки на днище и медленно затухающей вибрации. Такую общую вибрацию корпуса называют выпингом в отличие от спрининга (от англ. spring - пружинить) — незатухающей вибрации, обусловленной возбуждением изгибных колебаний корпуса под действием периодически изменяющихся гидродинамических давлений на встречных волнах.
Слемингу непременно предшествует оголение днища, возникающее чаще всего при встрече судна с волнами, имеющими длины порядка длины судна. Гидродинамические давления на днище при ударах и общая вибрация корпуса могут быть причинами нарушения местной и общей прочности судна. Повреждения развиваются медленно как накопление пластической деформации обшивки и элементов набора корпуса. Вероятность повреждения корпуса растет с увеличением скорости. Поэтому судоводители нередко прибегают к намеренному ее снижению, чтобы избежать неприятных последствий слеминга. Выбор скорости, однако, всегда носит субъективный характер, т.к. зависит от опыта судоводителя, а также от психологического воздействия на экипаж сотрясений корпуса при слеминге.
Внешним проявлением ударов служит образование мощных всплесков воды над носовой оконечностью вдоль борта у форштевня, обрушивающихся на палубу в виде струйно-брызговых потоков. Выход киля из воды не является обязательным условием возникновения удара волн. Слеминг иногда наблюдается при ударах волн в борт носовой оконечности при движении судна на косых, относительно волн курсах.

СЛИП

СЛИП (от англ. slip - скольжение). 1. Подъемно-спусковое сооружение для управляемого механизированного подъема и спуска судов на судовозных тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Последняя обеспечивает погружение судовозных тележек на глубину, достаточную для постановки на них плавающего судна (или для всплытия судна с тележек). Подъем судовозных тележек осуществляется с помощью соответствующего тягового оборудования (лебедок, шпилей и др.).
В зависимости от того, как расположено судно по отношению к направлению спуска (подъема), различают продольные и поперечные слипы. Продольный слип имеет уклон от 1:10 до 1:20 (реже до 1:25) и обеспечивает подъем судна в направлении его ДП. Недостатком его является большая длина подводной части рельсовых путей, необходимая для заглубления судовозных тележек на всю длину судна. Поперечный слип служит для бокового спуска (подъема) судна. Его уклон составляет от 1:4 до 1:10.
Постройка (ремонт) судов может осуществляться непосредственно на судовозных тележках слипа или на горизонтальных стапельных местах, для чего требуется перемещение судна с тележек слипа на судовозные стапельные тележки.
2. Судовой слип - продольный наклонный участок верхней палубы в кормовой оконечности промыслового судна, уходящий под поверхность воды и ограниченный вертикальными боковыми стенками. Служит для подъема из воды на палубу судна трала с уловом и т.д. По конструкции боковые стенки слипа аналогичны переборкам, а наклонный участок — палубным перекрытиям.

СМЫЧКА
СМЫЧКА, часть якорной цепи, состоящая из нечетного числа звеньев, длиной 25-26 м. Соединяется с другими смычками соединительными скобами (т.н. звеньями Кентера), благодаря чему при повреждении можно заменить только одну смычку, не меняя всей якорной цепи. Смычка которая крепится к якорю, называется якорной а к судну — коренной.


СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, судовое устройство, состоящее из спасательных средств, предназначенных для поддержания людей на воде в аварийной ситуации, и оборудования для хранения этих средств на судах и спуска их на воду (шлюпбалок, кран-балок и др.)

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, совокупность предусмотренных на судне средств для спасения людей в открытом море.

СПЛЕСЕНЬ
СПЛЕСЕНЬ (гол. splits-ing), соединение 2 тросов одинаковой толщины или концов одного и того же троса при разрыве, изготовлении стропов, сеток, штормтрапов и т.д. Различают короткий и длинный сплесень. Длинным сплеснем соединяют тросы, проходящие через блоки.

СТАКАН

СТАКАН палубный, переборочный, конструктивный элемент судовых трубопроводов, обеспечивающий их водогазонепроницаемый проход через настилы палуб и переборок. По конструкции могут быть приварными и съемными, по способу изготовления - литыми и сварными. Отверстия в настилах для установки стаканов выполняют несколько большего диаметра, чем размеры стакана по присоединительным концам. Стакан крепят к настилу приваркой либо с помощью шпилек и гаек к заранее выставленному на настиле приварышу. Для стыковки труб и арматуры со стаканом применяют фланцевые, штуцерные, резьбовые и дюритовые соединения.

СТВОР
СТВОР, система из 1, 2 или нескольких створных знаков (СЗ) благодаря которой своевременно обнаруживается уклонение судна за пределы безопасной для плавания зоны. Навигационные створы (ведущие и поворотные) предназначены главным образом для плавания судов по прямым отрезкам (коленам) морских каналов или фарватеров, при входе на рейды, в гавани, плавании в узкостях, шхерах и прибрежных районах, изобилующих отмелями, камнями и др. опасностями. Различают створы девиационных, мерных линий, лоцмейстерские, тральные, промерные, линейные, прицельные, щелевые, перспективные и лучевые.

СТВОРНЫЕ ЗНАКИ

СТВОРНЫЕ ЗНАКИ, береговые средства навигационного оборудования, предназначенные для указания направления ширины или пределов фарватера (канала). В качестве СЗ применяют маяки, освещаемые и неосвещаемые знаки разной конструкции: металлические фермы с решетчатыми щитами, деревянные пирамиды, лазерные створные установки.

СТОПОР ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА
СТОПОР ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА (гол. stopper), приспособление, удерживающее якорную цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на конструкции судна. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размерам звеньев обслуживаемой цепи, и фиксирующего элемента в виде винтового механизма или штыря. Используются и др. стопоры, например выполняемые из цепи, один конец которой закреплен на корпусе, а другой оборудован захватным устройством.

СТРИНГЕР

СТРИНГЕР (от англ. string - привязывать, скреплять), продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
- днищевой стрингер - листовая балка в двойном и тавровая в одинарном дне, разрезная на флорах в днище сухогрузных судов длиной до 180 - 200 м и непрерывная на судах длиной более 180- 200 м.

СУДНО

СУДНО, плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, для водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных соревнований, проведения научно-исследовательских и прочего, а также военных целей. По основному назначению суда разделяют на военные (корабли) и гражданские суда (транспортные, промысловые, исследовательские, вспомогательные и др.). По способу передвижения различают самоходные и несамоходные, по положению относительно воды - надводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке и подводные.
Основные характеристики судна: мореходные качества (плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, устойчивость на курсе); водоизмещение, главные размерения (длина, ширина, осадка, высота борта), вместимость, грузоподъемность (или дедвейт). По типу главной энергетической установки суда разделяют на теплоходы (дизельная ЭУ), пароходы (котлотурбинная и котло-машинная ЭУ), газотурбоходы (газотурбинная ЭУ) и атомоходы (атомная ЭУ).

СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (СВП), судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой.
Идея создания СВП была высказана в XVIII в. шведом Э. Сведенборгом. Теоретически принцип движения на ВП обоснован К. Э. Циолковским в 1927 г. Активное развитие работ началось в СССР в 30-е гг. Первое советское СВП, созданное под руководством И. Левкова, прошло испытание в 1934 — 1935 гг. За рубежом работы были начаты в 50-х гг. после патентования в Англии К. Коккереллом СВП с сопловой схемой ВП. Качественный скачок в развитии СВП, открывший путь к их практическому использованию в середине 60-х гг., обеспечило изобретение в конце 50-х гг. гибкого ограждения ВП, что в 8-10 раз увеличивало высоту парения СВП и уменьшало затраты мощности на его поддержание. Устойчивость движения СВП на волнении обеспечивается созданием и удержанием ВП под днищем.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ, официальный документ, полностью отражающий деятельность судна, а также условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность.
В СЖ вносят сведения о внутренней судовой жизни и о внешних обстоятельствах, которые имеют для судна какое-либо значение: курс и скорость судна, поправки навигационных приборов, обстоятельства определения места судна, состояние моря и неба, силу и направление ветра, наличие течений, приливо-отливных явлений и т.д. На промысловых судах отмечают также время и координаты постановки и подъема орудий лова, длину и количество выметанных сетей, количество и вид поднятых на борт морепродуктов и т.д. События излагают в сжатой и ясной форме, не допускающей двойственного толкования. Записи навигационного характера должны обеспечить восстановление пути и обстоятельства плавания, включая навигационную прокладку.
В течении вахты производят записи в т.н. черновой журнал, на основании которых немедленно по окончании вахты заполняют СЖ. Судовой Журнал ведет вахтенный помощник капитана; капитан обязан ежесуточно проверять СЖ и удостоверять его содержание подписью в конце каждой страницы. Записи могут быть дополнены или изменены только лицом, писавшим текст.
СЖ подлежат проверке капитанами портов, должностными лицами судебно-следственных органов, и др. лицами, специально на то уполномоченными, однако они не вправе делать в журнале какие-либо записи. Выписки из СЖ должны быть заверены подписью капитана судна и скреплены судовой печатью. При разборе конфликтов, связанных с авариями, несчастными случаями и т.д., записи в СЖ рассматриваются как доказательство зафиксированных в нем событий и фактов. В случае гибели судна капитан должен принять все меры для сохранения СЖ. Законченный СЖ после определенного периода хранения на судне сдается в архив.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко