Ш (shapka)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ШАЛАНДА
ШАЛАНДА (фр. chaland от позднегреч. chelandion).
1. Рыбацкая парусная плоскодонная лодка с выдвижным килем, распространенная на Черном и Азовском морях и предназначенная для лова рыбы сетями или крючковой снастью. Иногда использовалась для транспортировки мелких грузов (т.н. Очаковская шаланда). Имела шпринтовое парусное вооружение и обладала хорошими мореходными качествами. Длина 7,5-8,5 м, ширина около 2,5 м, высота борта 0,8-0,9 м, осадка 0,6-0,7 м, грузоподъемность около 3-5 т.
2. Небольшое мелкосидящее, обычно несамоходное судно, применяющееся в портах для погрузки и разгрузки больших судов, стоящих на рейде, или для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов (т.н. грунтоотвозная шаланда). Такие шаланды часто оборудуются устройствами для разгрузки через днище.

ШАХТА
ШАХТА судовая (нем. Schacht), вертикальный отсек, проходящий через несколько палуб и соединяющий помещения, расположенные в глубине судна, с вышележащими помещениями или с открытой палубой. Шахты могут иметь различные назначения. Существуют шахты МО, аварийного выхода, погрузки провизии, схода в насосное отделение, лифта. Шахты МО предназначены для прохода систем газовыпуска и забора воздуха СЭУ, погрузки и выгрузки механизмов СЭУ при ремонте, вентиляции и естественного освещения МО; Шахта аварийного выхода - для эвакуации людей из какого-либо помещения в корпусе судна, если из-за пожара, затопления или других причин невозможно использовать основной выход. Шахта пассажирского лифта соединяют различные палубы в многоярусных надстройках, грузового - провизионные кладовые, камбуз и столовую.

ШВАРТОВ

ШВАРТОВ (гол. zwaartouw от zwaar - тяжелый и touw - канат), трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используют стальные, а также растительные или синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.
Их различают по направлениям относительно судна: продольный швартов и шпринги (носовой и кормовой) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимной швартов - в перпендикулярном направлении. Минимальное количество швартовов, длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ. Из условия удобства работы со швартовами из растительных волокон их диаметр должен быть не менее 20 мм.
Для подачи швартовов на причал или другое судно иногда используют бросательные концы (легость), а также проводники - легкие и прочные канаты, которые крепятся к швартовам и служат для их выбирания. На большие расстояния швартовы передают с помощью линеметателей.

ШЕЛЬФ
ШЕЛЬФ (от англ. shelf - полка), устанавливаемая на переборках корпуса судна горизонтальная сварная балка, имеющая высокую подкрепленную набором стенку и небольшой по ширине поясок. Служит промежуточной опорой для вертикальных стоек переборок. Число шельфов на переборках и расстояние между ними принимают по правилам классификационных обществ, в зависимости от высоты борта и из условия равенства расчетных (максимальных) изгибающих моментов в пролетах стоек, что позволяет применять стойки одного сечения по всей высоте переборки. На продольных переборках шельфы опираются на рамные стойки, являющиеся составной частью шпангоутных рам (шпангоут, флор, бимс, рамная стойка). При большой ширине трюмов или танков шельф имеет промежуточную опору на рамной доковой стойке.

ШИПЧАНДЛЕР

ШИПЧАНДЛЕР (англ. ship chandler - суд. поставщик), организация или фирма, поставляющая стоящим в порту судам продовольствие и техническое снабжение.

ШИРСТРЕК
ШИРСТРЕК (от англ. sheer - изогнутый, strake - полоса, пояс).
1. Верхний пояс наружной обшивки борта судна. Толщина ширстрека в средней части судна (на 0,25 в нос и корму от мидель-шпангоута) принимается равной толщине прилегающих листов бортовой обшивки или палубного стрингера (наибольшей из них), в оконечностях - толщине обшивки в этих районах.
Ширина ширстрека должна быть не менее 0,1 высоты борта. На верхней кромке ширстрека не допускаются вырезы. Ширстрек одна из основных продольных связей корпуса, испытывающая наибольшую нагрузку при общем продольном и косом изгибе на волнении. С палубным стрингером ширстрек соединяется клепкой (стрингер, угольник и полоса) на длинных судах или непосредственно сваркой.
2. Продольный брус, установленный изнутри по верхней кромке корпуса деревянного судна и служащий опорой для концов бимсов. В современной практике ширстрек чаще называют внутренним привальным брусом, а термин «ширстрек» применяют для опор, брусьев под концы бимсов палубы рубок и надстроек.

ШКАФУТ

ШКАФУТ (от гол. schavot - стеллаж, эшафот), широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей. Служили для прохода с бака на квартердек (или шканцы). В парусном флоте - часть верхней палубы корабля от фок-мачты или носовой надстройки до грот-мачты или кормовой надстройки.

ШКИПЕР

ШКИПЕР, шхипер (гол. schipper - корабельщик), владелец или капитан торгового судна в Петровскую эпоху. В русском ВМФ XVIII в. младший офицер чин (отвечал за порядок и хозяйство на корабле). С 1768 г. в торговом флоте существовали судоводительские звания шкипера дальнего плавания и шкипера каботажного плавания (в 1902 г. заменены на капитанов дальнего и каботажного плавания).
В настоящее время шкипер - капитан (командир) несамоходного судна. На многих торговых судах существует также должность подшкипера, который является помощником плотника и заведует шкиперским снабжением.

ШЛАГ

ШЛАГ (гол. slag - взмах).
1. Оборот снасти вокруг какого-либо предмета - рангоутного дерева, шпиля, битенга, кнехта и т.п., вокруг другой снасти или той же самой. Является одним из элементов многих морских узлов .
2. Полный оборот штурвала в одну сторону.

ШЛЮЗ
ШЛЮЗ (гол. sluis от лат. excludo - удерживаю, отделяю), гидротехническое сооружение для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
Первые шлюзы появились в Италии в середине XV в. (чертеж шлюза имеется в рукописях Леонардо да Винчи, датированных 1497 г.).
Шлюзы делятся на морские и речные, или канальные (для внутреннего судоходства).
Морские шлюзы строят на входах закрытых морских каналов или акваторий приливных портов с целью снижения объема дноуглубительных работ. Наиболее крупные морские шлюзы построены в XX в.- на Панамском и Кильском каналах и входные шлюзы в некоторых портах Западной Европы (Гавр, Дюнкерк, Антверпен и др.).

ШЛЮПБАЛКА
ШЛЮПБАЛКА, устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт. Шлюпку обслуживают две шлюпбалки, каждая из которых включает стрелу, опорную конструкцию, шлюпочные тали и механизм, обеспечивающий работу шлюпки, например лебедку.
Спуск шлюпки с помощью Ш. включает вываливание, т.е. вынос шлюпки за борт судна, и вертикальный спуск на воду, который выполняется травлением лопаря шлюпочных талей.

ШЛЮПКА

ШЛЮПКА (от гол. sloep), общее название малого гребного или моторного судна с круглоскулыми килеватыми обводами корпуса и наружным килем. Различают транцевые Шлюпки и Вельботы (с острыми образованиями кормы). По назначению Ш. могут быть спасательными, рабочими и корабельными.

ШПАНГОУТ

ШПАНГОУТ (гол. spanthout от spant - ребро и hout - дерево).
1. Криволинейная поперечная балка корпуса судна, подкрепляющая наружную обшивку и обеспечивающая прочность и устойчивость бортов и днища. На современных морских судах Шпангоутом принято называть бортовую часть этой балки от днища до палубы (днищевая часть называется флором).
Шпангоут в трюме называют трюмным, в твиндеке - твиндечным. Ш. является основной балкой поперечного набора корпуса судна. Вместе с флором и подпалубным бимсом, лежащими в одной с ним плоскости, Ш. образует шпангоутную раму.
Расстояние между шпангоутными рамами при поперечной системе набора корпуса равно конструктивной шпации. Шпангоутные рамы вместе с поперечными переборками придают прочность и жесткость корпусу.
На ледоколах в носу и в корме, а также в свесе крейсерской кормы обычных судов Ш. и шпангоутные рамы поворотные - их плоскости образуют с обшивкой борта прямой угол.
Промежуточные Ш. устанавливают между основными и на судах ледового плавания. При продольной системе набора борта (например, на танкерах) Ш. в плоскости шпангоутной рамы усиливаются и называются рамными. Ш. выполняют в зависимости от требуемого момента сопротивления из катаных или составных профилей. В различных русских наречиях Ш. называли опругами, рёберцами, тягунами, крючьями, кокорами, рассохами.
2. Шпангоуты теоретические - кривые поперечных обводов корпуса, полученные пересечением наружной поверхности корпуса равноудаленными поперечными плоскостями.

ШПИГАТ

ШПИГАТ (гол. spiegat от spuiten - брызгать, лить и gat - отверстие), отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т.п.
Шпигат располагают в районах возможного скопления воды (в низших точках палубы) и снабжают шпигатной трубой, через которую вода отводится самотеком непосредственно за борт или на нижележащие открытые палубы. Шпигатом называют также отверстия в днищевых продольных балках, которые служат для стекания остатков жидкого балласта либо жидкого груза к приемным патрубкам осушительной или зачистной системы. На парусных судах Ш. применялись для проводки снастей бегучего такелажа.

ШПИЛЬ
ШПИЛЬ (гол. spil), палубный механизм лебедочного типа с вертикальным валом (баллером), предназначенный для выбирания якорной цепи, плавного потравливания цепи при постановке судна на якорь на больших глубинах, натягивания швартовных канатов и пр. Имеет преимущественно электромеханический привод.

ШТЕРТ

ШТЕРТ, шкерт (гол. staart, нем. Stert - хвост), любой тонкий и короткий конец троса, линя, шкимушгара и т.п.

ШТОРМТРАП

ШТОРМТРАП, трап из растительного троса с деревянными ступеньками (балясинами), опускаемый по наружному борту судна для подъема людей на палубу с катеров и шлюпок или спуска с судна. При высоком надводном борте иногда используются совместно парадный трап и Штормтрап

ШТУРВАЛ

ШТУРВАЛ (гол. stuurwiel от stuur - руль и wiel - колесо), орган управления движением судна по курсу, представляющий собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различной конструкции с рулем. Вращение Штурвала вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна.
Штурвалы впервые появились на голландских парусных флейтах в конце XVI - начале XVII в. и приводились в движение 2 матросами. С ростом размеров парусников и увеличением усилия, необходимого для перекладки руля, стали устанавливать спаренные Ш. большого диаметра; его вращали уже 4 чел.
В XIX в. для передачи вращения от Ш. к рулю стали применять рулевые машины, и диаметр Ш. резко уменьшился. На современных судах Ш. заменен гидравлическими и электрическими манипуляторами, которые автоматически взаимодействуют со следящей системой управления судном.

ШТУРМАН

ШТУРМАН (гол. stuurman от stuur - руль и man - человек), специалист по вождению кораблей, судов, самолетов, дирижаблей. Обеспечивает точное и безопасное вождение судов или летательных аппаратов, несет ответственность за техническую исправность и правильное использование навигационных приборов.
Термин «Штурман» в России впервые появился в 1696 г. в форме стюрман, в 1714 г.- в форме штюрман. Современная форма впервые употреблена в «Морском уставе» (1720).

ШТУРТРОС

ШТУРТРОС (гол. stuur - руль и «трос»), стальной канат (или цепь), служащий для передачи усилия от штурвала или рулевой машины на румпель и через него к перу руля. Штуртрос проходит через систему блоков. Слабина, образующаяся от вытягивания Ш., выбирается талрепами.
Для умягчения действия динамических нагрузок на Ш., например, от ударов волн по перу руля, используются амортизаторы. На современных судах Ш., как правило, не применяется.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко