Р (rcy)

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ШЛЮПКА
РАБОЧАЯ ШЛЮПКА, судовая шлюпка, используемая для обеспечения связи с берегом и выполнения различного рода работ на плаву - завоза якоря, окраски бортов и т.п. В отличие от спасательной шлюпки имеет транцевую корму, а наличие встроенного запаса плавучести не обязательно. РШ может быть гребной или моторной, с корпусом из дерева или стеклопластика.

РАБОЧЕЕ ТЕЛО
РАБОЧЕЕ ТЕЛО, газообразное или жидкое вещество, применяемое в машинах для преобразования энергии, получения работы и т. п. Наиболее часто рабочим телом служат: водяной пар - в паровых машинах и турбинах: пары аммиака, углекислоты, фреона - в холодильных машинах; различные сжатые газы - в детандерах и газовых турбинах; продукты сгорания топлива - в двигателях внутреннего сгорания; вода, масло и др. жидкости - в гидравлических машинах.

РАДАР
РАДАР, см. Радиолокационная станция.


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ (РЛС) судовая, радар (лат. locatio – размещение, от locus - место), комплекс радиоэлектронных и электромеханических устройств, обеспечивающих обнаружение, определение координат и параметров движения различных надводных и наземных объектов, отражающих радиоволны (суда, знаки навигационного ограждения, береговая линия, айсберги, надводные и береговые сооружения и пр.).
Первые опыты по радиообнаружению объектов (гидросамолетов) осуществлены в Ленинграде в 1934 г. инженером Ю.К. Коровиным. В том же году в США сконструирована первая опытная РЛС. В 1937 г. в Ленинградском физико-техническом институте под руководством Ю.Б. Кобзарева был разработан импульсный метод радиолокации, а первая отечественная РЛС «Нептун» появилась на судах ММФ СССР в 1951 г.

РАДИОРУБКА
РАДИОРУБКА, судовое помещение для несения радиовахт. Оборудована приемными и передающими средствами радиосвязи в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах, в т.ч. податчиками сигналов тревоги и бедствия. Радиорубку размещают вблизи от рулевой рубки, обычно на ходовом мостике.

РАЗВАЛ ШПАНГОУТОВ
РАЗВАЛ ШПАНГОУТОВ, развал бортовых наклонных ветвей шпангоутов в поперечной плоскости от ДП в сторону бортов. Наклон от бортов к ДП называется завалом шпангоутов. Обводы некоторых судов сочетают развал и завал одних и тех же шпангоутов.

РАНГОУТ
РАНГОУТ (от гол. rondhout-круглое дерево), совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т.п.), а на парусных судах - для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)

РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ
РАСПИСАНИЕ ПО ТРЕВОГАМ, расписание, регламентирующее специальные обязанности всех членов экипажа судна и место их сбора по тревогам.
Состоит из расписаний по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом». Включает схемы расположения постов аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и сигналы тревог. Всем членам экипажа, за исключением командного состава, присваиваются судовые номера.
Существуют типовые формы РПТ при наличии на судне 1, 2 и 3 аварийных партий, в зависимости от числа членов экипажа: 15-40, 40-100 и более 100 чел. РПТ вывешивают на видном месте в различных местах судна, обязательно в помещении экипажа. Каждый член экипажа имеет каютную карточку-выписку из РПТ, в которой указаны: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер и место спасательной шлюпки. Такой же карточкой снабжается пассажир.

РЕБРО ЖЕСТКОСТИ

РЕБРО ЖЕСТКОСТИ, балка судового набора из полособульбового профиля или полосового проката, подлепляющая полотнища перекрытий, настилы палуб и платформ, наружную обшивку, второе дно, стенки вертикального киля, стрингеров и т.п. Повышает их жесткость и устойчивость. РЖ идут параллельно либо короткой, либо длинной стороне подкрепляемых конструкций, реже одновременно по обоим этим направлениям.

РЕВУН

РЕВУН, электрическое звуковое сигнальное средство для подачи сигналов: на судах - для исполнения команд и извещении неисправности механизмов и устройств при безвахтенном обслуживании; на маяках, буях - для подачи звукового сигнала; при ограниченной видимости.

РЕВУЩИЕ СОРОКОВЫЕ
«РЕВУЩИЕ СОРОКОВЫЕ», область Мирового океана в районе 40° южной широты, где преобладают устойчивые сильные западные ветры со средней скоростью 7-13 м/с. Они возникают вследствие высокого продольного градиента давления, также из-за отсутствия в этом районе больших масс cyши которые могли бы оказать воздействие на западные ветры. Подобный район, расположенный около 50° южной широты, иногда называют «воющие пятидесятые», а около 60° ю. ш. «пронзительные шестидесятые».

РЕЛИНГ
РЕЛИНГ (от англ. rail - перила, поручни), ограждение открытых палуб и мостиков в виде стоек с пропущенными через них горизонтальными стальными прутками. Иногда релинги заменяют фальшборт или наращивают его кверху. На малых судах релинги ограждают палубу в носу и корме.

РОСТРЫ
РОСТРЫ (гол. rooster - решетка). Решетчатый настил на полубимсах, опирающихся одним концом на рубку, а другим - на стойку у борта судна. На рострах обычно размещают шлюпки, на парусных судах хранят запасные части рангоута и пр.

РОУЛЬС
РОУЛЬС (нем. Rolle - ролик, катушка), вращающийся на оси барабан, обычно с прямолинейной или вогнутой образующей, служащий для уменьшения трения скользящих по нему канатов. Роульсы используются в качестве самостоятельного элемента или в составе киповых планок, бортовых клюзов, ограничителей углов отклонения канатов и т.д.

РУБКА

РУБКА (от гол. roef - каюта), сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, не доходящее до бортов судна на расстояние свыше 4% его ширины и имеющее двери, окна или другие отверстия в наружных переборках Исторически употребление термина укоренилось в названии некоторых служебных помещений на судне, например рулевая и штурманская рубки, радиорубка и др.

РУДЕРПИС

РУДЕРПИС (англ. rudder-piece), основная несущая конструкции пера руля, представляющая собой кованую, литую или сварную балку, к которой присоединяются обшивка и диафрагмы пера руля.

РУДЕРПОСТ
РУДЕРПОСТ (англ. rudder-post), вертикальная часть конструкции ахтерштевня, расположенная за гребным винтом. Служит для закрепления на ней передней кромки пера небалансирного руля.

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, судовое устройство, обеспечивающее поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Включает руль, румпель, штуртрос, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие через штуртрос передается на румпель. На нем возникает крутящий момент, который вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля. На современных судах штуртрос обычно не применяется, румпель соединяется непосредственно с рулевой машиной.

РУМБ
РУМБ (англ. rhumb от греч. rombos - юла, волчок).
1. Единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно сторон света или угла между ними. Один румб равен 1/32 части окружности видимого горизонта, т.е. 11,25°.
2. Направление на какой-либо объект, определяемое углом от северной части истинного меридиана. Направления на норд (N) - север, ост (О) - восток, зюйд (S) - юг и вест (W) - запад - называются главными румбами.
Направления, получаемые делением пополам каждой четверти горизонта, образованной главными румбами, называются четвертными румбами: норд-ост (NО) - северо-восток, зюйд-ост (SO) - юго-восток, зюйд-вест (SW) - юго-запад и норд-вест (NW) - северо-запад. Средние направления между главными и четвертными румбами обозначают 3 буквами, составленными из букв соседних румбов (т.н. 3-буквенный румб). Например, средний румб между NO и О называется ост-норд-ост (ONO) и т.д. Наконец, каждое среднее направление между 16 главными четвертными и 3-буквенными румбами составляется из названий главных и четвертных румбов с добавлением между ними слова «тень». Например, норд-тень-ост (NtO) соответствует норду с увеличением угла на один румб к осту (11,25°), норд-ост-тень-ост (NOtO) - норд-осту с увеличением угла на один румб к осту (56,25°), ост-тень-норд (OtN) — осту с уменьшением угла на один румб к норду (78,75°). Допускаются дробные доли румба.
Деление горизонта на румбы в настоящее время потеряло свое значение и в практике навигации используется редко, в основном для обозначения ветров. В конце 80-х гг. XX в. обозначение востока О заменено на Е (от англ. east).

РУМПЕЛЬ
РУМПЕЛЬ (гол. rоеrреn, rоеr - весло, руль и реn - шпенек), одно - или двуплечий рычаг, жестко закрепленный в головной части баллера руля перпендикулярно к его оси. Румпель передает на баллер крутящий момент от усилия, создаваемого или рулевой машиной, или вручную (например, на шлюпках, катерах и др. малотоннажных судах) и используемого для перекладки руля.

РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, судовое служебное помещение, предназначенная для установки рулевой машины; обычно в нем размещают аварийный пост управления этой машиной. Располагается в кормовой части судна. У судов, оборудованных носовым рулем, например у некоторых паромов, имеется и носовое Румпельное Отделение.

РУНДУК
РУНДУК (от тюрк, orunduk - подушка, лежанка, сиденье), закрытий ящик, встроенный в койку в кубрике или каюте для хранения личных вещей экипажа.

РЫБИНСЫ

РЫБИНСЫ (гол. ribben, англ. ribband), деревянные бруски или рейки, укрепляемые в грузовых помещениях судна горизонтальными рядами вдоль бортов поверх набора корпуса для предохранения от повреждения как груза, так и бортов. Вместо деревянных рыбинсов иногда используют металлического полукруглого сечения. Рыбинсы крепят к набору съемными скобами или болтами.

РЫМ

РЫМ (от гол. ring - кольцо), металлическое кольцо круглой, эллиптической или другой формы, продетое в обух, закрепленный на прочных судовых или береговых конструкциях. Служит для закладывания в него судовых снастей и др.

РЫНДА
РЫНДА (от англ. ring the bell - звонить в колокол), особый звон (3 одинарных отчетливых удара) в судовой колокол в полдень, означавших до 1856 г. в русском военном флоте наступление новых суток. Короткий трос с кнопом на конце, привязываемый к языку колокола, называется рында-булинь. Иногда рындой ошибочно называют сам колокол. Первыми командирами на кораблях во времена Петра Великого были иностранцы, и команды шли на английском или голландском языке. Команда "ring the bell" - "звоните в колокол" воспринималась нашими матросами  в русском понимании, и на слуху это было примерно: "рынду бей". Постепенно этот звон, а затем и сам корабельный колокол стали называть рындой. Сигнал рынды возрожден в ППСС-60 и применяется в МППСС-72, согласно которым судно на мели перед учащенными ударами в колокол в течение 1 мин и после них должно подавать 3 отдельных отчетливых удара.

РЫСКАНИЕ
РЫСКАНИЕ, колебания курса судна относительно среднего значения, обусловленные совокупным действием внешних возмущений (волнение, ветер и т. п.) и перекладки руля, необходимой для удержания заданного курса.

РЯБЬ
РЯБЬ, небольшие (длиной несколько сантиметров и периодом около 1/3 секунды) неправильной формы волны, возникающие на поверхности воды из-за турбулентных пульсаций давления ветра. Рябь является начальной формой ветрового волнения, при прекращении ветра затухает.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко