П (pokoi)

 

 

 

 

 

ПАЙОЛ
ПАЙОЛ (фр. payol от итал. paglia, pagliolo - настил из досок на галерах для предохранения сухой провизии от промокания), деревянный настил в трюме судна. Укладывается поверх настила 2-го дна и скуловых книц при двойном дне или на пояски флоров при одинарном дне с целью предохранения этих конструкций от повреждений в случае падения груза, а также для защиты груза от намокания. Обычно состоит из легкосъемных портативных секций. Между пайолами и листами 2-го дна в плоскости флоров устанавливают деревянные прокладки толщиной не менее 12,5 мм или наносят слой специальной мастики, обеспечивающей дренаж.

ПАЛУБА
ПАЛУБА (от славян. "луб"), горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине. Состоит из настила и набора. Продольными балками набора являются карлингсы, поперечными - бимсы.
Палубами разделяют внутренний объем корпуса и надстроек по высоте на отсеки. Верхней палубой называется палуба, ограничивающая сверху пространство корпуса. Она предохраняет от заливания водой помещения корпуса, обеспечивает его общую прочность и поперечную жесткость. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, палубный груз и т.п. Для уменьшения заливаемости встречными и попутными волнами она может иметь продольную седловатость - подъем от середины судна к носу и корме. Размеры седловатости морских транспортных судов регламентируются классификационными обществами. Для стока воды к бортам верхняя палуба имеет также поперечную погибь - выпуклость в поперечной плоскости.
Палубы, расположенные ниже верхней палубы, седловатости и погиби не имеют и называются в порядке их расположения сверху вниз 2-й, 3-й и т.д. Самая верхняя водонепроницаемая палуба в корпусе, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, называется палубой переборок. На большинстве судов (за исключением пассажирских судов с горизонтальной грузообработкой и некоторых др.) палуба переборок и верхняя палуба совпадают.
Палубы многоярусных надстроек в порядке их расположения снизу вверх называют палубами 1, 2, 3-го ярусов и т.д. На пассажирских судах палубами надстроек называют прогулочными, а верхнюю из них - шлюпочной, где обычно размещаются спасательные шлюпки.

ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, Механизмы и машины, расположенные на верхней палубе судна и обеспечивающие его различные эксплуатационные потребности: якорные и швартовные механизмы (шпили и брашпили), лебедки (грузовые, шлюпочные, промысловые, буксирные и т.п.). К ПМ специализированных судов относят также судовые подъемные краны, механизмы люковых закрытий и пр.

ПАНДУС
ПАНДУС (от фр. pente douce — пологий склон), наклон, настил внутри корпуса судна для передвижения колесного транспорта с одной палубы на другую или с палубы в трюм. Располагается в кормовой или носовой оконечности. Длина и ширина зависят от типа судна.

ПАНЕР
ПАНЕР, опанер (гол. ор-еn-nееr - вверх и вниз), вертикальное (отвесное) положение якорной цепи при выбирании якоря, когда судно подтянулось к нему, но якорь от грунта еще не отделился.

ПАРОМ

ПАРОМ морской (от греч. pormos - пролив, место переправы), транспортное судно для регулярной перевозки сухопутных средств, людей и грузов между определенными береговыми пунктами.
По назначению различают паромы железнодорожные, автомобильно-пассажирские и универсальные. Ж.-д. паромы имеют, как правило, одну грузовую палубу, автомобильно-пассажирские - несколько грузовых палуб. Автомобили перемещаются с 1 палубы на другую по пандусам или с помощью лифтов. Грузовые операции осуществляются через ворота и лацпорты по аппарелям, которые на ж.-д. переправах представляют собой береговые переходные мосты. Автомобильно-пассажирские паромы оборудованы, как правило, собственными откидывающимися аппарелями. Существуют морские и речные паромы.
Морские паромы делятся на небольшие по размерам с ограниченной автономностью для местных линий и трансокеанские паромы с большой автономностью. Морские паромы имеют большое сходство с пассажирскими судами и отличаются от них в основном наличием в средней части гаражных помещений для транспорта.
К паромам относятся "челночные" суда, на которых грузовые работы осуществляются и с носа, и с кормы, что позволяет им совершать круговые рейсы без разворотов в портах (для этого они снабжены кормовым и носовым винторулевыми комплексами). Паромы оснащены ЭУ со среднеоборотными дизелями и дизель-электрическими. Для улучшения маневренных качеств паромы оборудуются подруливающими устройствами, для повышения безопасности эксплуатации - мощными вентиляционными системами, обеспечивающими в грузовых помещениях 20-30-кратный обмен воздуха в час.

ПАРУСНОСТЬ
ПАРУСНОСТЬ судна. 1. Площадь проекции надводной части судна на ДП. В парусность включают проекции всех сплошных поверхностей рубок, надстроек, дымовых труб, палуб, грузов и т.д. При вычислении парусности несплошных поверхностей - лееров, рангоута, такелажа и прочего - вводят коэффициент заполнения. От парусности и возвышения над основной плоскостью центра парусности (центра тяжести площади надводной части судна) существенно зависит кренящий момент, возникающий при действии на судно штормового ветра. Поэтому методы расчета парусности регламентируются Правилами Регистра СССР.
2. Общая площадь всех парусов, входящих в состав парусного вооружения судна.

ПАУЗОК

ПАУЗОК, парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на севере России. Паузки были беспалубными, с 1 мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъемность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.

ПЕЛЕНГ

ПЕЛЕНГ (гол. peiling), угол между вертикальной плоскостью истинного (истинный пеленг), магнитного (магнитный пеленг) или компасного (компасный пеленг) меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект. Счет пеленга ведется от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

ПЕРЕБОРКА

ПЕРЕБОРКА, вертикальная (реже наклонная) стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на помещения (отсеки), а также наружная стенка надстройки и рубки.
Переборки классифицируют: по ориентации - на поперечные и продольные; по месту установки - переборки корпуса (трюмные, твиндечные) и переборки надстроек и рубок; по исполнению - на водо-, нефте-, газонепроницаемые и проницаемые; по форме - на плоские (подкрепленные набором), гофрированные, цилиндрические и сферические; по способности воспринимать нагрузки - на прочные и легкие.

ПЕРЕТЯЖКА СУДНА
ПЕРЕТЯЖКА СУДНА, перестановка судна, перемещение судна вдоль причальной линии с одного причала на другой. Осуществляется при неработающем главном двигателе путем переноса швартовных тросов (в первую очередь - продольных) с одной причальной тумбы на другую и подтягивания их с помощью брашпиля или судовых лебедок, реже - портовыми буксирами. Переход судна от одного причала к другому с пересечением акватории порта называется перешвартовкой.

ПЕРО РУЛЯ

ПЕРО РУЛЯ, плоский в виде пластины или профилированный (обтекаемой формы) элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления судном. Располагается в корме за винтом и жестко соединяется с баллером руля. Может иметь крепления на элементах конструкции корпуса судна. Прочность и жесткость плоского ПР обеспечивают рудерпис (кованая, литая или сварная балка) и горизонтальные ребра, а профилированное ПР - сама обшивка, подкрепляемая вертикальными и горизонтальными диафрагмами.

ПИЛЛЕРС

ПИЛЛЕРС (англ. pillars, через гол. pillar от лат. pilare - столб), одиночная, как правило, вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. На многопалубных судах пиллерсы устанавливаются под каждой палубой преимущественно на одной вертикали с образованием непрерывной линии опор, передающих нагрузку с палуб на днищевое перекрытие. Концы пиллерсов соединяются с балками набора при помощи книц. Наиболее рациональным профилем для пиллерса является толстостенная труба; применяются также сварные пиллерсы, состоящие из нескольких профилей (листа, угольника, швеллера).

ПИРС
ПИРС (от англ. pier - столб, мол, пристань), двусторонний причал, расположенный внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к береговой линии. Служит для швартовки, стоянки и обслуживания судов, проведения грузовых операций, посадки и высадки пассажиров. Обычно пирсы располагают группами, образующими вдоль берега "гребенку", что позволяет увеличить длину причального фронта порта и сосредоточить его под защитой оградительных сооружений наименьшей протяженности.

ПЛАВУЧЕСТЬ

ПЛАВУЧЕСТЬ судна. 1. Способность судна плавать в определенном положении, неся на борту заданное количество грузов. Плавучесть судна определяется законом Архимеда, из которого следует, что на судно действует равнодействующая сил гидростатического давления (сила плавучести, или сила поддержания), равная по величине и противоположная по направлению силе тяжести судна D, точки приложения этих сил лежат на одной вертикали.
Полный объем судна по палубу переборок складывается из 2 составляющих: объема подводной и объема надводной водонепроницаемой части. Первая из них определяет плавучесть судна, а 2-я - ее запас.
2. Теория, являющаяся одним из разделов статики корабля. Изучает методы вычисления водоизмещения и характеристик теоретического чертежа при различных посадках судна, а также методы изменения посадки при приеме и расходовании груза, изменении солености воды и т.д.

ПЛАВУЧИЙ ДОК
ПЛАВУЧИЙ ДОК, судно технического флота, предназначенное для подъема из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду. Состоит из понтона, который разделен продольными и поперечными переборками на балластные отсеки. В понтоне располагаются балластные насосы. При приеме (откачке) забортной воды в эти отсеки ПД погружается (всплывает из воды). Для обеспечения остойчивости и положительной плавучести ПД в подводном положении вдоль длинной стороны понтона имеются водоизмещающие башни, верхняя часть которых остается над водой. На палубе понтона (стапель-палуба) оборудуют доковые опорные устройства (ДОУ) для установки судна, поверхность которых соответствует обводам судна. После погружения ПД на достаточную глубину судно с помощью швартовных и специальных устройств на верхней палубе дока (топ-палуба) вводится между башнями дока и устанавливается над ДОУ. При откачке воды из балластных отсеков ПД всплывает до соприкосновения ДОУ с днищем судна.

ПЛАНШИРЬ

ПЛАНШИРЬ (англ. planksheer), планка из профильной или полосовой стали, привариваемая к верхней кромке фальшборта и контрфорсам. Планширь существенно упрочняет фальшборт. На пассажирских судах поверх, стального планширя ставят деревянный (тиковый) планширь. На шлюпках открытого типа планширь - горизонтальная планка твердого дерева, укладываемая поверх кромки бортовой обшивки и шпангоутов.

ПЛАСТЫРЬ
ПЛАСТЫРЬ (от греч. emplastron - мазь, emplasso - замазывать), судовой аварийный инвентарь, используемый для временной заделки пробоин в корпусе.
Различают пластыри мягкие, полужесткие и жесткие. Мягкие пластыри изготовляют из парусины водоупорной пропитки, усиленной металлической сеткой (кольчужный пластырь) или шпигованный матом, (шпигованный пластырь). Их окантовывают ликтросом с заделанными в него 4 коушами по углам или кренгельсами. Шкоты, оттяжки и подкильные концы делают из гибких стальных тросов. Длина шкотов позволяет заделать пробоину в любом месте наружной обшивки. Заведенный пластырь плотно прижимают шкотами к отверстию, а затем из затопленного отсека откачивают воду. Разность напоров снаружи и изнутри судна прижимает пластырь к борту. Вследствие хода судна, волнения, качки такая заделка может быть нарушена.
Полужесткие пластыри имеют гибкий деревянный каркас и мягкую подушку по контуру. Каркас из досок или реек, параллельных друг другу, покрывают парусиной (рейковый пластырь), а поверх нее иногда нашивают тюфяк из пластырной парусины, набитый смоленой пенькой (тюфячный пластырь). Поперек досок прикрепляют 2 троса с коушами по концам. Жесткие пластыри бывают металлические с прижимным болтом и деревянные с мягкими бортами (наиболее распространены).
Деревянные пластыри сколачивают гвоздями из 2 слоев досок, располагая их взаимно перпендикулярно, а между ними помещают прокладки из водоупорной парусины с припуском на каждую сторону 250—275 мм для образования мягких бортов. Кромки парусины после обтягивания валиков из просмоленной кудели закрепляют на внутренней поверхности пластыря гвоздями. В углах пластыря закрепляют рымы для такелажа. Деревянные пластыри употребляют для заделки небольших, не превышающих 1 шпации, пробоин и трещин в корпусе судна.

ПОЛУНДРА

"ПОЛУНДРА!", восклицание, первоначально означавшее "берегись сверху!". В настоящее время используется как синоним слова "берегись". Сохранилось со времен парусного флота, когда матросы, работая на мачтах или реях, могли уронить инструмент или какую-либо деталь парусного вооружения и предупреждали об этом находящихся внизу на палубе.


ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС

ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС. 1. Бортовая продольная связь корпуса деревянного судна - брус, наложенный изнутри корпуса на шпангоуты. Служит опорой для концов бимсов, соединяется с ними и с обшивкой деревянными или металлическими кницами. К ПБ шлюпок крепят доски ширстрека, которые вместе с планширем обеспечивают жесткость ее конструкции.
2. Деревянный, металлический или резинометаллический брус, укрепляемый вдоль борта судна выше ватерлинии для предохранения его от смятия при ударах во время швартовки к причалу или другому судну.

ПРИСАСЫВАНИЕ СУДОВ

ПРИСАСЫВАНИЕ СУДОВ, явление гидродинамического взаимодействия движущегося судна с другим судном или с берегом. В носовой части судна от сопротивления воды, в кормовой - от работы винтов и прихода волны от носовой части образуется избыточные давление, а в средней части - пониженное. Избыточное давление создает силы отталкивания, пониженное - притяжения.
ПС имеет место главным образом на мелководье при обгоне (особенно большим судном малого) на достаточно больших скоростях. В зависимости от размеров судов, величины и разности их скоростей явление ПС может проявляться на расстоянии свыше 300 м и при глубине около 120 м. ПС к берегу (т.н. "эффект канала") выражается в возникновении вращающего момента сил вследствие отталкивания носовой части от берега и притяжения кормовой оконечности к берегу. ПС стало причиной ряда столкновений, поэтому необходимы особые меры предосторожности при обгоне на мелководье и в узкостях.

ПРИЧАЛ
ПРИЧАЛ. 1. Гидротехническое сооружение, имеющее швартовные и отбойные устройства и предназначенные для стоянки, грузообработки и обслуживания судов. В отличие от пирсов, причалы ориентированы вдоль берега.
2. Определенное место (под номером) на причальной линии порта, предназначенной для стоянки судна.

ПРОБОИНА
ПРОБОИНА, сквозное отверстие в корпусе судна (или надстройке), полученное в результате столкновения, навала судна на берег, сооружения, посадки на мель, удара о подводные камни, плавающий лед и т.п., а также воздействия боевых средств. Наиболее опасны подводные пробоины, через которые вода поступает в корпус судна, что ведет к потере плавучести и остойчивости.

ПРОЖЕКТОР
ПРОЖЕКТОР судовой (от лат. projectus - брош. вперед), судовой осветительный прибор дальнего действия, концентрирующий световой поток источника света в ограниченном пространстве, угле с помощью оптической системы.
Различают прожекторы с большим углом рассеяния для освещения больших поветей на относительно малых расстояниях (на палубе, у борта судна) и прожекторы с малым углом рассеяния для освещения удаленных объектов и для сигнализации.
Источником света служит прожектор, лампа мощностью до 3 кВт. Внутри корпуса установлен параболический отражатель. Иногда защитное стекло заменяется линзовым рассеивателем. В сигнальных прожекторах перед защитным стеклом устанавливаются поворотные жалюзи, позволяющие перекрывать световой поток для передачи азбуки Морзе. В русском флоте прожекторы со свечами Яблочкова были впервые установлены в 1869 г. на корабле "Ильмень", затем в 1871 г. на фрегате "Петропавловск".

 

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко