Н (nash)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НАБОР КОРПУСА СУДНА
НАБОР КОРПУСА СУДНА, совокупность поперечных и продольных балок, представляющая собой остов корпуса судна заданной формы и опору для присоединяемой к ним обшивки. Вместе с обшивкой НКС образует днищевые, бортовые, палубные и переборочные, перекрытия, воспринимающие нагрузки, действующие по нормали к ним и в их плоскости.

НАВАЛ

НАВАЛ, соприкосновение судна со стационарным или временным гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов (причалы, пирсы, молы, доки и т.д.), со средствами навигационного оборудования либо с ограждением акватории портов, происшедшее в процессе выполнения швартовных операций, а также в результате неблагоприятных гидрометеорологических условий.

НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ
НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ, сигнально - отличительные огни, судовые огни, огни, которые должны нести в ночное время все морские суда при плавании в морях и океанах за пределами внутренних вод прибрежного государства. Позволяют другим мореплавателям судить о курсе судна и роде его деятельности (вправо, влево или на вас идет встречное судно, парусное оно или с механическим двигателем и т.п.).
Навигационные Огни, которые несет судно на ходу, называют ходовыми. Ходовые огни должно нести любое судно, не стоящее на якоре или у причала. Судно, стоящее в порту у причала, несет огни, которые определяются администрацией порта, на реке - стояночные огни.
По назначению, цвету и месту расположения различают бортовые, буксировочный, топовый и кормовой огни; по характеру света - проблесковые (дают регулярные проблески с частотой 120 или более в мин) и непрерывного света; по углу освещаемого пространства - круговые (освещают дугу горизонта в 360°) и секторные (менее 360°).

НАДВОДНЫЙ БОРТ

НАДВОДНЫЙ БОРТ, часть борта от грузовой (конструктивной) ватерлинии до верхней водонепроницаемой палубы. Высота НБ является одной из основных характеристик безопасности плавания судна, обеспечивающая необходимый запас плавучести.

НАДСТРОЙКА
НАДСТРОЙКА судовая, закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся по ширине от борта до борта или отстоящее от обоих бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Аналогично, надпалубные сооружения, отстоящие от бортов на большие расстояния, называют рубками.
В зависимости от протяженности по длине судна надстройки бывают сплошными (длина Н. близка к длине корпуса) и раздельными, в зависимости от высоты - одно- и многоярусные. Высота ярусов определяется условиями нормальной жизнедеятельности людей и размещения необходимого оборудования.
По месту расположения Н. различают носовые (бак), средние и кормовые (ют). Бак и ют, как правило, одноярусные; их внешние обводы являются продолжением обводов корпуса. Средние Н. встречается главным образом на судах со средним расположением МО.
По функциональному признаку выделяют т.н. жилую надстройку - многоярусное сооружение, предназначенное для размещения жилых, бытовых и служебных помещений. На верхних ярусах жилой надстройки обычно располагаются каюты командного состава, над ними - ходовой мостик с рулевой, штурманской и радиорубками. Иногда средняя (жилая) Н. сливается с баком или ютом, образуя соответственно удлиненный бак (не менее 1/4 длины судна) или удлиненный ют.

НАЙТОВАТЬ

НАЙТОВАТЬ - закреплять груз в каком-либо месте корабля при помощи тросов.

НАКТОУЗ

НАКТОУЗ (гол. nachthuis от nacht — ночь и huis — домик), часть магнитного компаса, выполненная в виде деревянной, пластмассовой или металлической (немагнитной) полой тумбы, несущая в себе все узлы магнитной системы компаса.
В верхней части Н. помещается котелок в кардановом кольце, встроенном в амортизирующий подвес. На верх Н. надевается защитный колпак с осветительным устройством и окнами, через которые можно наблюдать положение картушки компаса.

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ. 1. Способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие повреждения корпуса. Результатом затопления может быть увеличение осадки, появление крена и дифферента, снижение остойчивости. Последнее наиболее опасно, поскольку может привести к опрокидыванию судна, которое происходит мгновенно и сопровождается, как правило, большими человеческими жертвами. Потеря же плавучести вследствие увеличения осадки происходит медленно, что позволяет вести борьбу за непотопляемостью и принимать меры для спасения находящихся на судне людей. Это дало основание адмиралу С.О. Макарову сформулировать требование: корабли должны тонуть не переворачиваясь. Непотопляемость судна обеспечивается разделением его на отсеки системой водонепроницаемых переборок и палуб, а также приданием судну определенных запасов плавучести и остойчивости.

НОК

НОК (гол. nok), внешний конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например Нок рея, бушприта, гика, гафеля, выстрела, стрелы. Если другой конец дерева упирается в мачту, то он называется пяткой (пятка гика, гафеля и т.п.)

НОС

НОС судна, передняя оконечность судна, завершающаяся форштевнем; простирается до начала цилиндрической вставки, если ее нет, до 4-го - 5-го теоретического шпангоута. Обводы носа выбирают из условия уменьшения сопротивления воды движению судна, обеспечения мореходных и маневренных качеств, в частности всхожести на волну.
Для ослабления ударов носа о воду при слеминге и уменьшения сопротивления воды движению судна подводной части носа придают форму бульба. Нос ледокола имеет сильно наклонный вперед форштевень для "вползания" на лед. Нос буксира-толкача приспосабливают для неподвижного упора в толкаемое судно.
У авианосцев шпангоуты в носу имеют большой "развал" - значительное отклонение от ДП на уровне верхней палубы, обеспечивающее необходимую ширину взлетной полосы. На многих судах в носу размещается носовая надстройка - бак или полубак, увеличивающий плавучесть носовой оконечности и уменьшающий заливаемость ВП. Под носовой надстройкой располагается водонепроницаемый балласт, отсек - форпик длиной около 0,05 длины судна, ограничиваемый со стороны кормы форпиковой (таранной) переборкой.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко