М (myslete)
 

 
 
МАРСОФЛОТ
МАРСОФЛОТ (от марсовой - матрос, работающий с парусами на марсах и салингах), опытный моряк парусного флота, знающий и любящий море и морское дело, соблюдающий и хранящий обычаи и традиции морской службы. В период парусного флота по отношению к ревнителям службы, обращавшим больше внимания на внешний вид и не владевшим техникой, слово "Марсофлот" могло иметь иронический оттенок.

МАТРОС
МАТРОС 1. Служащий в составе судовой команды.
2. В ВМФ воинское звание лиц рядового состава.

МАЧТА
МАЧТА (гол. mast, от лат. malus), вертикальная, иногда слегка наклонная металлическая или деревянная колоннообразная конструкция, возвышающаяся над верхней палубой судна и расположенная, как правило, в его ДП. На многомачтовых судах различают фок-, грот- и бизань-мачты. На парусных судах М. является основой рангоута и такелажа и служит для постановки парусов. На больших парусных судах М. состоит из собственно М., или нижней М., и прикрепленной к ней последовательно вверх стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги, иногда трюм-стеньги и флагштока, который заканчивается клотиком.
Деревянные М. небольших судов изготовляют из цельного дерева и называют однодеревками. Мачты, а иногда и стеньги крупных судов делали составными, соединяя параллельно деревья меньшего размера с помощью бугелей. Центральную часть составной М. носит название шпиндель, а боковые - фиши. Мачта шпором крепится в степсе, проходит сквозь пяртнерс, топом соединяется со шпором стеньги с помощью эзельгофта, стеньги также соединяются друг с другом эзельгофтами.
Металлические мачты появились на судах в XIX в., при этом число составных частей заметно уменьшилось. На современных судах с механическими двигателями М. предназначены для несения средств сигнализации, антенных устройств средств связи, а на грузовых судах - для поддержания грузовых стрел.
На кораблях ВМФ бывают башнеобразные и ажурные (ферменные) М. На спортивных парусных судах М. изготовляют из алюминиевых сплавов и углепластика в целях их максимального облегчения. В России до появления термина „Мачта" использовался термин „щегла".

МАШИННЫЙ ТЕЛЕГРАФ
МАШИННЫЙ ТЕЛЕГРАФ, устройство для передачи команд о скорости судна (частоте вращения греб, вала) с ходового мостика на пост управления главным двигателем.
Передающее и приемное устройства МТ имеют циферблаты с рукоятками и указательными стрелками. Окружности циферблатов разделены на секторы, соответствующие полному, среднему и малому ходу судна вперед и назад, имеется сектор „стоп". При перестановке рукоятки передающего устройства МТ на ходовом мостике автоматически перемещается в тот же сектор указательная стрелка приемные устройства на посту управления главным двигателем, где одновременно раздается звуковой сигнал. При отработке команды вахтенный механик переставляет рукоятку приемного устройства МТ, и звуковой сигнал прекращается.
При наличии двигателей правого и левого борта для каждого из них предусматриваются свои передающие и приемные устройства. На автоматизированных судах МТ выполняет функции задатчика режимов, командный сигнал от которого поступает в систему управления главным двигателем.

МЕЛКОВОДЬЕ

МЕЛКОВОДЬЕ, часть моря с малыми или относительно малыми глубинами. При плавании на М. ряд явлений существенное влияет на условия маневрирования судна. Так, при соотношении глубины моря и осадки судна менее 7 появляются поперечные волны, движущиеся со скоростью судна. При некотором значении скорости связанная с этим потеря мощности составляет около 10%, судно плохо слушается руля, поперечная волна и попутные потоки могут разрушить береговые откосы, сорвать со швартовов суда.
Другим неблагоприятным фактором, сопровождающим плавание на М. и в узкости, является просадка судов (увеличение осадки), которая зависит от скорости судна и может быть равна 0,05— 0,07 осадки на глубокой воде. При этом возникает опасность касания днищем грунта. Плавание судов на М. и в узкостях допускается с ограниченной скоростью.

МЕТАЦЕНТР

МЕТАЦЕНТР (от греч. meta - через и лат. centrum - центр), центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины (С) в процессе наклонения корабля (судна). Если наклонение происходит в поперечной плоскости (крен), метацентр называется поперечным, или малым, при наклонении в продольной плоскости (дифферент) - продольным, или большим. Соответственно различают поперечный (малый) и продольный (большой) метацентрические радиусы кривизны траектории С при крене и дифференте.

МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА
МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА, возвышение метацентра над центром тяжести корабля (судна).
Различают МВ поперечную и МВ продольную. МВ является мерой начальной остойчивости корабля при малых углах крена или дифферента.

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ, мидель (от гол. middel - средний)
1. Линия пересечения наружной поверхности корпуса судна (для металлических судов без учета толщины обшивки) с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ и называемой плоскостью мидель-шпангоута .
2. Наименование конструктивного чертежа поперечного сечения судна в районе плоскости мидель-шпангоута.

МИЛЯ МОРСКАЯ

МИЛЯ МОРСКАЯ [от лат. milia (passuum)-тысяча (шагов)], основная единица длины для измерения расстояний в море. Предложена Г. Меркатором в 1569 г. как длина 1 минуты дуги меридиана. Поскольку такая единица является величиной переменной, зависящей от широты (на полюсах 1861,6 м, а на экваторе 1842,9 м), долгое время в разных странах значение морской мили несколько различалось. В 1928 г. Международное гидрографическое бюро приняло в качестве стандартной ММ ее значение на широте 45° — 1852,2 м. К этому решению присоединилось большинство стран, в т.ч. СССР (1931). То, что ММ является одновременно и угловой мерой, значительно упрощает решение многих задач навигации. Десятая доля ММ называется кабельтов.

МИЛЯ СТАТУТНАЯ
МИЛЯ СТАТУТНАЯ, единица длины, используемая в водно-моторном спорте для измерения расстояний и скорости. Равна 1760 ярдам (5280 футам, 1609,34 м). Изначально МС была узаконена правительственными актами Англии и США для измерения больших расстояний по суше, но с середины XIX в. нередко использовалась и на море. С размерами земного шара не связана.

МОЛ
МОЛ (итал. molo от лат. moles), оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом (корневая часть) к берегу или искусственной территории.

МОНИТОР
МОНИТОР (от англ. monitor - контролировать, управлять), класс бронированных низкобортных кораблей с малой осадкой, предназначенных для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам противника и боевых действий в прибрежных районах, на реках и озерах. Его название происходит от названия первого корабля такого типа, построенного в США в 1862 г.

МОРЕХОДНОСТЬ

МОРЕХОДНОСТЬ судна.
1. Комплексное свойство, характеризующее способность судна выполнять свое назначение в заданных гидрометеорологических условиях. Судно может быть допущено к плаванию, если оно отвечает требованиям безопасности мореплавания.
Судно признается немореходным: если к началу рейса не укомплектовано экипажем; его помещения и трюмы не находятся в состоянии, обеспечивающим надлежащий прием, перевозку и сохранность пассажиров и груза; при возникновении аварии (вышли из строя двигатель, руль, появилась течь и т.д.); когда кончились продовольствие, топливо, пресная вода; если началась опасная эпидемия.
2. Способность судна при плавании на морском волнении сохранять основные мореходные качества и возможность эффективного использования всех систем и устройств в соответствии с назначением. Понятие «мореходность» судна имеет более узкий смысл, чем термин "мореходные качества", и объединяет только те свойства судна, которые оказываются существенными в условиях плавания при ветре и волнении.

МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ
МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ, реакция организма человека на действие инерционных сил, возникающих при качке судна. Более выражена МБ при килевой качке и при мертвой зыби. Обычно МБ подвержено до 90% экипажа судна.
Различают выраженный (усиленное слюноотделение, тошнота, рвота) и скрытый (апатия, вялость, снижение работоспособности) варианты Морской Болезни. При тяжелой степени МБ наблюдаются психические расстройства - страх, тоска, апатия.
Профилактические и лечебные мероприятия: специальный отбор в плавсостав и медицинский контроль за состоянием здоровья моряков; занятия общей физкультурой и тренировки на повышение статокинетической устойчивости организма; санитарно-гигиенические мероприятия; рефлекторно-стимулирующие воздействия; психопрофилактика; лекарственные препараты. При систематических тренировках по видам спорта, влияющим на вестибулярные и двигательные анализаторы (баскетбол, футбол, гимнастика, коньки, плавание и пр.), устойчивость к МБ повышается на 50-80% и сохраняется до 6 мес.
Разработаны также комплексы специальных упражнений, которые можно проводить на судне. Обычно со временем вырабатывается устойчивость к МБ, однако у многих привыкание к качке не наступает никогда (адмирал Г. Нельсон всю жизнь страдал МБ).
Хорошим профилактических средством является сон. Пищу следует принимать небольшими порциями, предпочтение отдавать сокогонным продуктам (бульон, щи, рассольник), соленостям, в питьевую воду добавлять клюквенный экстракт, сосать лимон, карамель. Глубокое и ритмичное (8-10 раз в мин) дыхание (при опускании палубы - вдох, при подъеме - выдох), обтирание лица и шеи холодной водой, фиксация взгляда на горизонте являются в некоторых случаях хорошими отвлекающими факторами. Лекарственные препараты принимаются по назначению врача.

МОРТИРА
МОРТИРА (от лат. mortarium - ступа), стальная короткая труба, преимущественно литая, с фланцами, предназначенная для конструктивного оформления выхода бортового гребного винта из корпуса судна. Посредством фланцев мортира соединяется с наружной обшивкой, флорами и поперечной переборкой.

МОСТИК
МОСТИК судовой, огражденная часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Используется для размещения постов управления, наблюдения и связи, для перехода из одной надстройки в др.
Различают по назначению - ходовой, навигационный, сигнальный, дальномерный, прожекторный и др.; по месту расположения - носовой, кормовой и др.; по степени защищенности от воздействия внешней среды - открытый, закрытый, полузакрытый.
Ходовым мостиком называют всю палубу рулевой рубки, а ее открытые площадки по бортам от рубки - крыльями ходового мостика. На судах ледового плавания для защиты от низких температур рулевую рубку и крылья ходового мостика объединяют в одно закрытое помещение. Крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений образует навигационный мостик. На ходовом и навигационном мостиках располагают основные посты управления судном.
Разновидностью судовых мостиков являются переходные, расположенные выше ВП и предназначенные для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости их палубы и промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палуб, и промысловых механизмов, затрудняющих сообщение.


МУФТА
МУФТА судовая (нем. Muffe- муфта, втулка), устройство для постоянного или временного соединения 2 валов, передающее крутящий момент без изменения его величины и направления. Муфты применяются как элементы главных судовых передач, валопроводов, а также для присоединения вспомогательных механизмов к их приводам.
Различают муфты соединительные (не требующие в эксплуатации рассоединения) и соединительно-рассоединительные, обеспечивающие соединение и рассоединение валов.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко