Л (ludi)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛАВИРОВКА
ЛАВИРОВКА (от гол. laveeren, нем. lavieren), продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд переменными галсами. Эффективность лавировки определяется лавировочным углом между направлением истинного ветра и путем судна и скоростью продвижения судна прямо против ветра (проекцией скорости судна в направление ветра).
Величина лавировочного угла зависит от аэрогидродинамических качеств судна и составляет обычно 80—120°. Оптимальным углом лавировки является такой, при котором скорость продвижения судна против ветра имеет максимальное значение. На яхтах с малым сопротивлением движению - парусных катамаранах и буерах лавировка применяется и на полных курсах по отношению к ветру, т.к. на курсе бакштаг повышается скорость вымпельного ветра по сравнению с фордевиндом, что сопровождается существенным приростом тяги парусов и, следовательно, скорости яхты.

ЛАГ
ЛАГ (гол. log—чурбак, брусок)
1. Навигационный прибор или система для измерения скорости и пройденного судном расстояния. Первые лаги появились в XVI в. и представляли собой сбрасываемый за борт деревянный брусок, привязанный к размеченному узлами линю (лаглинь), стравливаемому на ходу судна. По числу узлов лаглиня, сбегающего за корму при буксировке бруска, за отмечаемое по песочным часам (склянке) время, определялась скорость судна. По традиции она до сих пор измеряется в узлах.
На смену бруску в XVIII в. пришла вертушка, передающая по лаглиню свое вращение на борт, счетчик оборотов (механический лаг). Лаг, измеряющий скорость и расстояние относительно воды, называется относительным лагом, относительно грунта — абсолютным. По принципу действия относительные лаги разделяют на гидродинамические и индукционные (электромагнитные).
2. Положение судна бортом к фронту волны (лагом к волне) или другому судну (сойтись лагом). Движение судна лагом - в направлении, перпендикулярном борту (осуществляется при дрейфе, совместном действии носовых и кормовых подруливающих устройств и т.п.)

ЛАЦПОРТ
ЛАЦПОРТ (от нем. Lastpforte, гол.laadpoort - грузовой порт), вырез в борту судна для проведения грузовых операций, приема и выдачи шлангов и т.п.
Лацпортом называется также водонепроницаемое закрытие этого выреза.

ЛЕБЁДКА
ЛЕБЁДКА, палубный механизм для перемещения какого-либо груза (в т.ч. самого судна) посредством опускания или выбирания каната (троса, цепи, кабеля). Состоит из двигателя, механической передачи (редуктора), барабана, канатоукладчика, тормоза, смонтированных на общей раме.

ЛЕВЕНТИК
ЛЕВЕНТИК (фр. le vent — ветер), положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.

ЛЕГОСТЬ
см. БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ

ЛЕЕР
ЛЕЕР (гол. leier от leiden - вести), туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т.д.). Леера служат для постановки тентов, косых парусов, просушки коек, как элемент леерного устройства. На большом волнении вдоль судна натягивают т.н. штормовые леера, за которые можно держаться при переходах по открытым участкам палубы.

ЛЕЕРНОЕ УСТРОЙСТВО
ЛЕЕРНОЕ УСТРОЙСТВО, съемное или стационарное ограждение верхней палубы (при отсутствии фальшборта), открытых палуб надстроек и рубок, мостиков, проемов люков и шахт, предупреждающее падение людей за борт или в трюм. Состоит из металлических леерных стоек и натянутых между ними тросов - лееров.

ЛИМАН
ЛИМАН (тур. liman от греч. limen - гавань, бухта), распространенное на Черном и Азовском морях название заливов с невысокими извилистыми берегами, образующихся при затоплении морем долин устьевых частей равнин, рек или прибрежных понижений суши (балок). Лиманы бывают открытые в сторону моря и закрытые, отделенные от моря частично или полностью низкими наносными косами из песка или гальки - пересыпями. В последнем случае превращаются в соленые озера. Илистые отложения лиманов (грязи) используются для бальнеологических целей.

ЛИХТЕР
ЛИХТЕР (гол. lichter от lichten - разгружать, облегчать), судно для перевалки (лихтеровки) грузов со стоящих на рейде морских судов на мелководный или необорудованный берег и обратно. Во времена парусного флота деревянные плоскодонные лихтеры с упрощенной парусной оснасткой в России применялись на Белом, Азовском, Каспийском морях для перевалки грузов через бары рек Северная Двина, Онега, Мезень, Дон, Волга и др.

ЛОДКА
ЛОДКА (от славянского "лодья")
1. Общее название малых гребных судов, обычно с 2 парами весел, часто оснащенных парусами, моторами. С VIII—IX вв. парусно-гребные лодки служили основным средством речного и морского каботажного плавания в России. В ганзейскую эпоху в восточной части Балтийского моря на 1-2-мачтовые палубные лодки с экипажем 3-4 человека перегружали на рейде товары с когов и
2. Составная часть названий некоторых типов военых кораблей: канонерская лодка, подводная лодка.

ЛОПАРЬ
ЛОПАРЬ (гол. looper от loop — ход, бег), ходовой (подвижный) конец у талей и любой снасти. В зависимости от числа ветвей талей, исходящих из обоймы подвижных шкивов (числа тросов, на которые распределяется нагрузка), говорят, что тали основаны в 2, 3, 4 и т.д. лопаря.

ЛОЦМАН
ЛОЦМАН (гол. loodsman от lood - путь и man - человек), специалист по проводке судов в пределах порта, на подходах к нему или между портами, хорошо знакомый с местными условиями навигации. В Древней Руси специалиста по проводке судов в труднопроходимых районах моря или реки называли корабельным вожем.
Термин "лоцман" впервые введен в Морском уставе 1720 г. Лоцман входит в состав лоцманской службы и подчинен капитану порта, который определяет время и допустимые погодные условия лоцманской проводки судов. Проводка оформляется лоцманской квитанцией, где указываются время проводки, место приема лоцмана, размерения и вместимость судна, его название и флаг. Вызов лоцмана на судно осуществляется через лоцманские станции, которые обычно находятся в портах, на плавучих маяках или на лоцманских судах, курсирующих в определенных районах на подходе к порту. Заявки на лоцмана передаются по радио или радиотелефону, а при подходе судна к району приемки лоцмана дублируются подъемом флага "Г" по Международному своду сигналов. Ночью сигналом для вызова является синий фальшфейер, сжигаемый через каждые 15 мин, или яркий белый огонь над фальшбортом продолжительностью свечения около 1 мин через короткие промежутки времени. Подробные сведения о порядке вызова лоцмана приводятся в лоциях и Извещениях мореплавателям.

ЛЬЯЛО
ЛЬЯЛО (от глагола "лить"), углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы. Глубину льяла выбирают таким образом, чтобы при крене судна трюмная вода не попадала на настил второго дна, где находится груз.

ЛЮК
ЛЮК (гол. luik), вырез в палубе судна для прохода людей (сходный люк), доступа в твиндеки и трюм при грузовых операциях (грузовой люк), естественного освещения подпалубных помещений (световой люк). Способ закрывания люка и степень проницаемости закрывающей конструкции зависят от назначения люка и его местоположения на судне. На верхних открытых палубах но периметру выреза грузового люка устанавливается комингс, высота и прочность которого регламентируются требованиями классификационных обществ.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко