К (kako)
 
 
 
 
 
 
 
 
КАБЕЛЬТОВ
КАБЕЛЬТОВ (гол. kabeltouw). 1. Внесистемная единица длины, равная 185,2 м, или 0,1 морской мили.
2. Растительный (пеньковый) трос с длиной окружности 150-330 мм, употребляемый, как правило, в качестве швартовов или буксирных тросов.

КАБЕСТАН
КАБЕСТАН (фр. cabestan, англ. capstan — ворот), шпиль с ручным приводом, применявшийся для подъема якоря на парусных судах. Первоначально кабестан был 1-палубный (вращался с помощью 6-8 вымбовок с 1 палубы). С увеличением массы якорей появились многопалубные кабестаны, которые были снабжены вымбовками, размещенными на разных палубах. В XVIII-XIX вв. кабестаны стали основным элементом т.н. кабестанной тяги судов на реках (см. Кабестанное судно).

КАБЕСТАННОЕ СУДНО
КАБЕСТАННОЕ СУДНО, кабестан, речное самоходное судно, распространенное в середине XIX в. в Волжском бассейне, по принципу движения ставшее развитием коноводных судов. Основной частью КС являлся кабестан или ворот, приводимый во вращательное движение паровой машиной. Одно КС путем завоза якорей буксировало до 50 барок общей грузоподъемностью 6,5-10 тыс.т.
Кабестанное Судно представляло собой почти прямоугольное понтон с тупым носом, без надстроек (кроме кухни). Дрова для паровой машины доставлялись на специальных судах — дровянках. За день караван проходил 30—60 км. Обслуживало его от 100 до 130 чел., работавших в 3 смены. Всего в России было построено 27 КС. В связи с усовершенствованием буксирных пароходов КС потеряли свое значение. Длина до 64, ширина 10,5-13, высота борта до 3,6, осадка 1,1-1,3 м, средняя скорость каравана 3-4 км/ч, мощность паровой машины около 18—52 кВт.

КАБОЛКА
КАБОЛКА, исходная составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или др. растений.
КАБОТАЖ
КАБОТАЖ (фр. cabotage от исп cabo — мыс), плавание судна между портами одного государства, расположенными в пределах одного моря - малый каботаж или разных морей - большой каботаж.
В качестве одного моря в отношении каботажа признаются: Черное и Азовское моря; Японское, Охотское и Берингово моря; Белое море и Северный Ледовитый океан.

КАВИТАЦИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА

КАВИТАЦИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА, возникновение каверн (пустых полостей) на поверхности лопастей гребного винта, приводящих к изменению его гидродинамических характеристик и нередко к эрозионному разрушению лопастей. КГВ сопровождается звуковым излучением в широком спектре частот. Возникая, как правило, в свободных вихрях, сходящих с концов лопастей и ступицы гребного винта, при увеличении скорости судна кавитация распространяется по засасывающей стороне лопастей от их концов к корню.


КАЛЫШКА
КАЛЫШКА, кеньга, случайный завиток или закруток снасти, препятствующий ее свободному прохождению через шкив блока, швартов, клюз и т.п. Калышка на тросе при сильном натяжении может привести к его надлому и разрыву.

КАМБУЗ
КАМБУЗ (гол. kombuis), судовая кухня. В русском парусном флоте так называлась судовая кухонная печь, сложенная из кирпича, или чугунная плита для приготовления пищи. Само помещение называлось поварней.

КАНАЛ
КАНАЛ судоходный (лат. canalis — труба, желоб), искусственный водный путь для безопасного подхода судов к портам или для соединения отдельных водных бассейнов. Габариты Канала соответствуют размерениям расчетного судна при установленном порядке движения по нему судов. Различают правую и левую стороны К. по ходу с моря.
Средняя (осевая) линия канала - называется осью, прямолинейный участок между поворотами - коленом, боковые откосы - стенками, а верхние ребра стенок - бровками. При строительстве канала сооружается продольная прорезь (выемка) в морском дне (русле реки, материке) в местах, где должны быть обеспечены необходимые глубины. К. оснащается плавучими и береговыми средствами навигационной обстановки.
Основные технические характеристики: трасса (расположение оси канала на плане), продольный профиль, глубина, ширина, величины заложения откосов, радиусы закругления криволинейных участков.
Каналы классифицируют: по назначению - подходные, соединительные и обходные;
по конструктивному исполнению - открытые и закрытые (шлюзованные);
по защищенности - огражденные и неогражденные;
по условиям прокладки - неполного и полного профиля;
по условиям эксплуатации - с 1- и 2-сторонним движением судов;
по расположению - морские (на акватории в морском дне), речные (в русле реки), озерные и пр.;
по длительности навигации- незамерзающие и замерзающие.
По интенсивности судоходства морские каналы - делят на I, II и III классы, а речные— на 7 классов. При классификации каналов - учитывают допустимые подводные и надводные габариты, а также характеристики грунтов в прорези канала. Строительство К. сопряжено со значительными капиталовложениями, а также с существенными ежегодными эксплуатационными расходами по поддержанию необходимой глубины.

КАНАТ

КАНАТ, изделие, свитое из стальных проволок или скрученное (сплетённое) из растительных или синтетических волокон. Канаты применяются в швартовных, буксирных, грузоподъёмных устройствах, в качестве стоячего и бегучего такелажа и для других целей.
По материалу подразделяются: на растительные, синтетические, стальные и комбинированные. В зависимости от длины окружности канаты в морской практике принято называть: до 100 мм - тросами, от 100 до 150 мм - перлинями, от 150 до 350 мм - кабельтовыми.
Растительный канат, изготавливаются из волокон стеблей, листьев различных растений. Подразделяют на пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые, джутовые, хлопчатобумажные и льняные. По способу изготовления различают: канаты тросовой работы (правой свивкой волокна скручиваются в каболку, затем несколько каболок левой свивкой - в пряди, а из трёх-четырёх прядей правой свивкой получают канат). Канат кабельной работы изготовляют из канатов тросовой работы (стрендей) обратной их свивкой. Четырёхпрядные и плетёные канаты имеют сердечник.
Тонкие растительные канаты диаметром 1,5-20 мм именуются шнурами, фалами, линями, канатиками и верёвками. Растительные канаты применяются в морской практике, они обладают большей по сравнению со стальными и синтетическими канатами эластичностью, изготавливаются из недорогого сырья.
Синтетические канаты, изготавливаются из искусственных волокон химических веществ, образующих пластмассы - капрона, нейлона, лавсана (дакрона), куралона, полипропилена и др.
По способу изготовления различают: канаты тросовой работы и плетёные.
Стальные канаты, изготавливаются из стальной высокоуглеродистой проволоки диаметром от 0,2 до 3 мм без покрытия и с цинковым покрытием. По конструкции могут быть одинарной, двойной, тройной свивки, круглыми и плоскими. По назначению могут быть грузолюдские, грузовые и т.д. В зависимости от диаметра и количества проволок, количества и вида сердечников и других особенностей изготовления могут быть жёсткими (полужёсткими) и гибкими (очень гибкими).

КАНИФАС-БЛОК

КАНИФАС-БЛОК (гол. kinnebaksblok от kinne-bak — челюсть и blok — блок), деревянный или металлический одношкивный блок, имеющий устройство для заводки снасти без продергивания ее с конца. Деревянный КБ имеет расстегивающееся звено или откидную наметку, а металлический - откидную щеку. Служит для отвода снастей при проводке их на лебедку или др. механизмы.

КАП

КАП (фр. cap, англ. cape, гол. каар, нем. Кар от лат. caput — голова).
1. В большинстве европейских языков - мыс, например мыс Кап на М. Антильских островах, мыс Нуадибу (Кап-Блан) (северная оконечность Африки) и многие др.
2. Люк со сдвижной крышкой на яхте, легкая рубка над моторным отсеком на катере.

КАПИТАН СУДНА
КАПИТАН СУДНА, должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна и ответственное за его действия, имеющее судоводительское образование и звание морское капитана (штурмана) дальнего плавания или капитана (штурмана) малого плавания.
Капитан является представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении договоров и исков, вызываемых нуждами судна, груза и плавания, если на месте нет их иных представителей (например, капитан вправе продать часть груза или судового имущества, чтобы купить в иностранном порту топливо, необходимое для завершения рейса).
Капитан отвечает за управление судном, обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на судне, предотвращение всякого вреда судну, людям и грузам. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий обязательны для всех лиц, находящихся на судне.
Капитан судна вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей. Капитан проводит дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует прием и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции на судне (при рождении, смерти, составлении завещания и т.п.), организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с др. судна, возглавляет борьбу за живучесть судна (своего), а при необходимости оставляет его последним, захватив судовой, машинный и радиотелеграф, журналы, карты рейса, документы и ценности.
Капитан сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время и пиратами - в мирное.

КАРАВАН
КАРАВАН (фр. caravane от перс, кар(е) ван — ряд вьючных животных).
1. Группа совместно буксируемых несамоходных судов.
2. Группа судов, совместно следующих без корабельного охранения.
3. Группа транспортных судов, идущих совместно в один и тот же пункт назначения.
4. Суда, следующие своим ходом за ледоколом при проводке их во льдах.
5. Землечерпательный или дноуглубительный земснаряд со всеми своими вспомогательными судами.
6. Палубный груз на лесовозе.

КАРБАС
КАРБАС, деревянное парусное или гребное судно грузоподъёмностью от 3 до 12 т. Применялся для морского промысла в северных морях. Имел 2 съёмные мачты для рейковых или шпринтовых парусов, 3-6 пар вёсел. Полозья на днище позволяли вытаскивать карбас на льдину.
КАРЛИНГС
КАРЛИНГС (англ. carling), продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для Карлингсов служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.

КАТАМАРАН
КАТАМАРАН (от тамильского «катту-марам» - связанные бревна)
Двухкорпусное судно, разновидность многокорпусных судов. Парусные и гребные катамараны широко применялись в X-XII вв. у тамилов - одной из народностей Индии. От них и заимствована идея постройки двухкорпусных судов, хотя впервые такие суда появились в III - II вв. до н.э., когда древние римляне соединяли 2 галеры общим настилом для установки осадных орудий.
В качестве транспортных судов первые в Европе 4 катамарана построены в конце XVII в. в Англии по проекту У.Петти. Впоследствии к строительству катамаранов возвращались примерно раз в 100 лет. Так, в 1786 г. шотландцем П.Миллером построен 5-мачтовый катамаран водоизмещением 235 т. и длиной 30,5 м с 5 гребными колесами ручного привода, а в начале XIX в. Р.Фултоном - 3 паровых парома-катамарана водоизмещением по 118 т. и боевой катамаран - плавучая батарея "Демологос" водоизмещением 2475 т. В 1875—1877 гг. в Англии построены 2 парома-катамарана. „Кастилия" и „Кале — Дувр" водоизмещением по 2000 т, а в 1910—1914 гг. в России, Франции и Германии — по 1 катамарану-спасателю подводных лодок. В 1938 г. в СССР построен морской пассажирский глиссер-катамаран „Экспресс" пассажировместимостью 130 чел., достигший скорости 51,8 уз. В 1960—1970 гг. благодаря развитию науки, техники и технологии началось массовое строительство катамаранов во всем мире (свыше 100 единиц).

КАТЕР
КАТЕР (англ. cutter от cut — резать)
1. Малое судно или корабль (водоизмещением до 400 т), имеющее ограниченные запасы топлива, дальность плавания (10—12 ч полного хода), обитаемость и автономность (обеспечивают лишь временное пребывание на катере экипажа при минимальной комфортабельности), повышенная относительная энерговооруженность.
По назначению катера делятся на боевые, служебно-вспомогательные (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, спасательные, буксирные, рабочие, разъездные и др.) и народно-хозяйственные (рыбопромысловые, пассажирские).
Катера, являющиеся принадлежностью судна-носителя и оборудованные устройствами для спуска и подъема на борт, называются бортовыми.
По принципу поддержания на воде катера бывают водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, с аэродинамической разгрузкой.
2. Одна из корабельных шлюпок.
3. Парусное судно XVIII-XIX вв. на Азовском море (катур) для перевозки сушеной рыбы с рыбоперерабатывающих заводов в порты, подвоза грузов к большим судам на рейде. Имело 1 мачту и бушприт. Длина 10-16м, ширина 2,4-4,4м, осадка 1-1,5 м, грузоподъемность 20-65 т, экипаж 3-4 чел.
4. Тип спортивного, прогулочного или туристического судна со стационарным двигателем (в отличие от мотолодки).

КАЧКА

КАЧКА судна, сложное колебательное движение, которое судно может совершить как твердое тело при плавании на волнении или на тихой воде.
В соответствии с присущими твердому телу 6 степенями свободы различают 6 видов колебаний. 3 из них характеризуются появлением восстанавливающих усилий при отклонении судна от положения равновесия: вертикальная качка - поступательные колебания в вертикальном направлении (попеременное всплытие и погружение); килевая качка вращательные колебания относительно поперечной горизонтальной оси судна (переменный дифферент); бортовая качка - вращательные колебания относительно продольной горизонтальной оси судна (переменный крен). Кроме того, судно может совершать поперечно-горизонтальные и продольно-горизонтальные постулательные колебания, а также вращательные колебания относительно вертикальной оси - рыскание.

КИЛЕВАТОСТЬ
КИЛЕВАТОСТЬ, подъем днища судна от киля к бортам. Килеватость переменна по длине судна, измеряется либо углом между основной плоскостью (ОП) и обшивкой днища у киля, либо высотой подъема днища над ОП по линии борта.
Углы килеватости малых быстроходных судов и катеров достигают 20 - 25°, на грузовых судах средних размеров не превышают 2—3°. Судно без килеватости называется плоскодонным. Крупнотоннажные суда для жидких и массовых грузов обычно не имеют килеватости.

КИЛЕКТОР
КИЛЕКТОР, киллекторное судно (голл. kiellichter) - судно, оборудованное мощными грузоподъёмными средствами в носовой части и используемое для подъёма затонувших якорей, постановки мёртвых якорей, расчистки фарватеров и других работ.
 
КИЛЬ
КИЛЬ (англ. keel, гол. kiel), основная продольная днищевая балка набора корпуса судна, расположенная в диаметрально плоскости (ДП).
На деревянных судах состоит из нескольких брусьев, соединенных между собой замками. Имеет прямоугольное поперечное сечение высотой примерно от 1/120 всей его длины на больших судах и до 1/100 на малых. Толщина киля уменьшается к оконечностям. Вдоль его боковых сторон проходят выемки углом (шпунты), в которые заходит нижний ряд досок наружной обшивки (шпунтовый пояс). К верхней части киля, расположенного внутри судна (резен-киль), крепятся флортимберсы шпангоутов, а поверх них кильсон. Нижняя часть киля, выступающая за обводы корпуса, служит для защиты обшивки при посадке судна на мель, а также для уменьшения качки и бокового сноса судна. Снизу к ней часто крепится фальшкиль.
На металлических судах различают следующие виды киля.
- горизонтальный или плоский, киль - средний утолщенный пояс днищевой обшивки, идущий от форштевня до ахтерштевня.
- вертикальный киль - лист в ДП между горизонтальным килем и настилом второго дна, непрерывный в средней части по крайней мере на 0,6 м, как правило, непроницаемый на 0,75 длины судна от носового перпендикуляра.
- туннельный киль состоит из 2 обычно симметричных ДП вертикальных листов с расстоянием между ними не более 1,5 - 1,8 м; устанавливается на многих современных сухогрузных судах в нос от МО и используется для прокладки трубопроводов судовых систем.
- брусковый киль - продольный брус на небольших судах, выступающий за днищевую обшивку; его часто устанавливают вместе с вертикальным килем.
- коробчатый киль - пустотелый брусковый киль.
- слойчатый киль - разновидность брускового киля, составленного из клепаных конструкций в виде продольных поставленных на ребро полос. На судах с одинарным дном киль имеет вид состав, тавровой балки, высота которой определяется прочностью днища.
 
КИЛЬБЛОК
КИЛЬБЛОК Элемент опорного устройства, предназначенный для восприятия и передачи на опорную поверхность построечного места массы строящегося судна. Состоит из 1 или нескольких металлических или железо-бетонных тумб, на которые установлены деревянные клинья для регулирования высоты кильблока. В некоторых конструкциях вместо клиньев используют разборной винтовой элемент. Широкое применение нашли механизированные кильблоки, в которых основным элементом служит гидравлический домкрат. Между кильблоком и корпусом судна размещена деревянная подушка. Кильблоки устанавливают по килевой линии строго вертикально; их высота определяется условиями спуска судна на воду и удобством проведения работ под днищем.
 
КИЛЬСОН
КИЛЬСОН (англ. keelson), днищевой стрингер - днищевая продольная балка корпуса судна.
В деревянном судостроении кильсон представлял собой мощный составной брус прямоугольного сечения, накладываемый на флортимберсы шпангоутов по всей длине киля. Обеспечивал увеличение продольной прочности, фиксировал положение шпангоутов, служил опорой для мачт и пиллерсов. Часто на кильсоне устанавливался еще один верхний кильсон, а по сторонам - боковые кильсоны.
На металлических судах с одинарным дном кильсон представляет собой составную тавровую или профильную балку, соединяющую днищевые части шпангоутов.
Различают средний и боковой кильсоны. Средний кильсон- непрерывная составная тавровая балка в ДП судна, присоединяемая нижней кромкой к брусковому или горизонтальному килю. Высота среднего кильсона, как правило, равна высоте флора в ДП. Боковой кильсон - продольная балка, образованная из отдельных бракет (с водопротоками и облегчающими вырезами), поставленных между флорами на днищевую обшивку параллельно среднему кильсону на расстоянии от него не более 2,2 м в средней части судна и не более 1,1 м в носовой. Все кильсоны прочно соединяются с флорами. На судах длиной до 40 м боковой кильсон в средней части может не иметь вертикального листа и представляет собой полосу, привариваемую к верхним кромкам флоров.

КИНГСТОН
КИНГСТОН (от англ. Kingston`s valve — клапан Кингстона), запорное устройство в составе забортной арматуры, закрывающее (открывающее) отверстие в наружной обшивке подводной части судна для приема (удаления) воды.
По назначению кингстоны делятся на приемные (забортная вода в системе водотушения, затопления, охлаждения и т.д.), отливная (из системы продувания котлов, водо-опреснительных установок, осушительных, балластных и др. систем) и приемно-отливные (дифферентно - водоотливные системы).
В качестве кингстонов используются клапаны (однотарельчатые на надводных судах, 2- и 4-тарельчатые на подводных), обеспечивающие надежную защиту от произвольного проникновения забортной воды внутрь судна. В качестве быстродействующих кингстонов могут применяться захлопки (на ПЛ).
Для бесперебойного забора воды в любых условиях (качка, малые глубины) приемные кингстоны располагают как в районе бортов (бортовые Кингстоны), так и в днище (днищевые Кингстоны). Кингстоны устанавливают в кингстонных ящиках (забортные ящики), предохраняющих систему от засорения (защитные решетки) и попадания в нее воздуха и оборудованных устройствами подачи пара, конденсата или сжатого воздуха для очистки. На судах ледового плавания кингстонные ящики защищены от забивания льдом.

КИПОВАЯ ПЛАНКА

КИПОВАЯ ПЛАНКА, деталь швартовного устройства для пропуска швартовного каната. КП могут быть с 1-3 роульсами для снижения трения каната и без роульсов.

КЛАПАН

КЛАПАН, устройство для полного или частичного закрытия отверстия, сообщающего две полости, для управления расходом пара, газа или жидкости.
Клапаны различают: по назначению - впускные, разобщительные, быстрозапорные, распределительные, байпасные, маневренные, предохранительные, редукционные и др.;
по роду привода — ручные, автоматические, с механическим или гидравлическим приводом и др.;
по конструкции — одно- и двухседельчатые, тарельчатые, шаровые, игольчатые и др. Клапаны широко применяются на кораблях в качестве арматуры трубопроводов и различных механизмов.
Байпасный клапан, предназначен для включения и выключения ступеней крейсерской и экономического хода корабельных паровых турбин.
Маневренный клапан, предназначен для пуска корабельных паровых турбин переднего и заднего хода.
Предохранительный клапан, служит для регулирования давления в паровом котле, компрессорной установке и в других устройствах.
Редукционный клапан, устройство, автоматически снижающее или поддерживающее неизменной величину давления жидкости, пара или газа при выходе из трубопроводов, баллонов или др. ёмкостей.

КЛЕТНЕВАНИЕ
КЛЕТНЕВАНИЕ, обивка троса просмоленной полосовой парусиной шир. 6—10 см с последующей обмоткой шкимушгаром или тонким линем. Парусину накладывают по спуску троса, а шкимушгар против спуска троса. Клетневание производят после тренцевания троса для его предохранения от перетирания и вредного воздействия влаги.

КЛИНКЕТ

КЛИНКЕТ (от нем. Klinke — защелка), запорное приспособление, устанавливаемое на судовых трубопроводах сравнительно большого диаметра, состоящее из клиновидной задвижки, перемещаемой в корпусе обычно винтовым приводом (см. Арматура судовая)

КЛОТИК
КЛОТИК (гол. kloot — шар, набалдашник), деревянная или металлическая деталь закругленной формы, насаживается на верх мачты или флагштока. Внутри клотика располагают клотиковый фонарь, а также ролики (шкивы) фалов для подъема флагов или фонаря, если он нестационарный.

КЛЮЗ

КЛЮЗ (гол. kluis — дыра), круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борте, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания каната (цепи) и уменьшения его перетирания. Специальные формы клюзов носят название устройств, в которых они используются (например якорный Клюз, швартовный Клюз). Швартовный клюз может иметь более сложную конструкцию: канат касается только вращающихся роульсов или шкивов, укрепленных в поворотной обойме, которая ориентируется под действием натяжения троса в нужном направлении.

КНЕХТ
КНЕХТ (гол. knecht), деталь швартовного устройства в виде парных (реже одинарных) чугунных тумб, стоящих на общем фундаменте, прикрепленном к палубе судна. Швартовы накладываются восьмерками. По конструкции кнехт может быть прямым и крестовым, по способу изготовления - литым или сварным. Кнехты одного борта могут использоваться при буксировке судна лагом.
 
КНИЦА
КНИЦА (англ. knee — колено), треугольная или трапециевидная пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флорами, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т.п.). Кницы выполняются из материала корпуса. Свободные наклонные кромки книц могут подкрепляться отогнутым фланцем или приварным пояском. Кницы упрочняют сечения балок вблизи опор.

КОЙКА
КОЙКА (гол. kooi, нем. Koje — перегородка, чулан), первоначально — место для постели на корабле, затем собственно матросская подвесная постель в виде парусинового гамака с пробковым матрасом. Днем койки в уложенном виде хранили в специальных ячейках на верхней палубе - коечных сетках. Они служили также спасательным средством (благодаря плавучести матрасов) и защитой от пуль и осколков во время боя. В настоящее время койками - называют любое спальное место на судне. Стационарные койки бывают 1- или 2-ярусными и устанавливаются в каютах и кубриках предпочтительно вдоль ДП судна.

КОМИНГС

КОМИНГС (множественное число от англ. coaming — порог), вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и др. вырезов в палубе судна, а также нижних частей переборки под вырезом двери (порог). Предохраняет помещения под люком и за дверью от попадания воды в незакрытом положении. На крупных стальных судах комингсы больших люков представляют собой коробчатую балку или стальной лист, часто подкрепленный горизонтальными ребрами жесткости и перпендикулярными к листу вертикальными бракетами. На деревянных судах комингсы - выполняются из деревянных брусьев. Комингс на поперечной кромке прямоугольного люка (поперечный К.) в подпалубной части переходит в бимс, Комингс на продольной кромке (продольный К.) - в карлингс. Комингс грузового люка используется для установки прочного водонепроницаемого люкового закрытия.

КОНЕЦ

КОНЕЦ 1. Снасть небольшой длины на судне.
2. Собственно конец любой судовой снасти.
Различают коренной конец (закрепленный неподвижно) и ходовой (незакрепленный). Подать конец - значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать конец - значит принять его обратно. Отдать конец - отвернуть его с кнехта, выпустить из рук или отвязать и отпустить с берега или др. судна.
3. Название швартовов на малых судах.

КОНОСАМЕНТ

КОНОСАМЕНТ - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке груза морским путём. Коносамент служит доказательством заключения договора морской перевозки и его условий, является распиской, удостоверяющей принятие перевозчиком груза от отправителя, выступает в качестве товарораспорядительного документа, предоставляющего его держателю право распоряжаться грузом: осуществлять сделки купли-продажи, залога и т.п.
В коносаменте указываются: наименование судна и перевозчика, место приёмки груза, наименование отправителя, место назначения груза, наименование получателя, наименование груза и его количество, фрахт, время и место выдачи коносамента, количество экземпляров его, подпись капитана или иного представителя перевозчика.
Коносаменты делятся на именные, составленные на имя определенного получателя, ордерные, в которых указано, что они выданы по «приказу отправителя» или по «приказу получателя», и коносамент на предъявителя.

КОНТРОЛЛЕР
КОНТРОЛЛЕР судовой (англ. controller — букв, управитель), электрический многопозиционный переключающий аппарат низкого напряжения, предназначенный для управления электродвигателем (пуск, изменение частоты вращения, реверс, остановка) путем замыкания и размыкания по заданной программе подвижных контактов при вращении вручную его приводного вала.
 
КУРС
КУРС (от лат. cursus—пробег), направление движения судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью носовой части судна. Курс отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. В зависимости от меридиана, принятого для начала отсчета курса, различают курсы: истинный (ИК), магнитный (МК) и компасный (КК). При навигационной прокладке пути судна на морскую карту наносят только ИК, хотя судовые курсоуказатели показывают КК. В навигации не используются непосредственно МК, т.к. влияние земного магнетизма (склонение) учитывается в общей поправке компаса. На практике курс может также указываться относительно сторон света, в румбах или по названиям господствующих ветров.

КУРСОВОЙ УГОЛ

КУРСОВОЙ УГОЛ, горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо предмет (другое судно, маяк и т.п.). КУ отсчитывается от 0 до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если КУ составляет 90° правого или левого борта.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко