Г (glagol)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ГТД) судовой двигатель, представляющий собой совокупность газовой турбины, компрессора и камеры сгорания, конструктивно объединенных в единое целое.
В составе ГТД могут использоваться несколько турбин и компрессоров. Впервые проект ГТД осуществлен инженер-механиком русского флота П. Д. Кузьминским в 1886—1892 гг. Основателем современной школы газотурбостроения является профессор В. М. Маковский.
Принцип работы наиболее распространенных ГТД, в которых сгорание топлива происходит при постоянном давлении, следующий: воздух засасывается в компрессор, там сжимается и поступает в камеру сгорания, куда вместе с воздухом подается топливо, которое сгорает при постоянном давлении. Нагретый газ направляется в газовую турбину высокого давления, которая вращает компрессор. Отработавший в турбине высокого давления газ поступает в турбину низкого, где энергия газа превращается в механическую работу на валу. Полезная работа равна разности работ турбин и компрессора.КПД современных ГТД с начальной температурой газа 850 °С составляет 25—27 %. Возможно создание ГТД с КПД 35 %.

ГАК
ГАК, (гол. haak) стальной кованый крюк, употребляемый на кораблях (судах) для крепления за него тросов и цепей при подъёме шлюпок, закладывания блоков и т.д. Гак состоит из обуха с коушем для стропа, спинки и носка. Буксирный Г, шарнирный Г. с пружиной, используемый при буксировке. На него закладывается огон буксирного конца. Наличие шарниров и пружины обеспечивают быстрое разобщение буксирного троса от буксируемого корабля и смягчение рывков при буксировке. Вертлюжный Г., вращающийся Г., применяемый для предохранения талей или снастей от закручивания. Снабжается канифас-блоками. Галсовый Г., служит для крепления галсового угла кливера. Для этого он продевается в ушко планки, прикрепленное к форштевню шлюпки. Глаголь-Г., складной гак с откидным носком, удерживаемый особым звеном, благодаря чему он может быть немедленно откинут, даже когда снасть натянута втугую; применяется в буксир, устройствах на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах. Грузовой Г., разновидность вертлюжного Г., у котоpoгo носок загнут внутрь, вследствие чего при работе он не задевает за выступающие части борта, трюма, надстроек. Применяется на шкентелях грузовых стрел (кранов). Карабинный Г., снабжён откидной планкой, не позволяет тросу соскользнуть с него. Пешер-Г., обыкновенный Г., на спинке которого имеется прилив с проушиной для крепления оттяжки. Применяется при постановке тралов, буёв и очистки якорной цепи (когда при выборке якорь нечист). Оттяжка служит для выкладки гака из рыма (обуха) или скобы под нагрузкой. Повёрнутый Г., обыкновенный Г., у которого обух, спинка и носок расположены в одной плоскости. Простой Г., обыкновенный Г., у котоpoгo плоскость обуха перпендикулярна плоскости спинки и носка. Складной Г. (храп, храпцы), состоит из двух простых гаков, закрепленных в одном обухе и складывающихся вместе. Употребляется для того, чтобы при подъёме бочек снасть или заложенный в гак подъём, строп не могли выложиться.

ГАКАБОРТ
ГАКАБОРТ (гол. hakkebord), верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна. Используется для установки в ДП судового огня (гакабортного). На парусных судах Г. украшался резьбой.

ГАЛС
ГАЛС (гол. hals, буквально — шея).
1. Курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, то говорят, что судно идет левым галсом, если в правый — то правым.Сделать Г.— пройти одним галсом, не поворачивая. Лечь на другой Г., переменить Г.— повернуть судно таким образом, чтобы ветер, не изменяя направления, стал дуть в другой борт.
Контргалс — короткий, обычно невыгодный галс при лавировке, при котором судно не приближается к цели, но вынуждено сделать его, чтобы подняться прямо против ветра.
2. Снасть или тали, с помощью которых удерживается на месте нижний наветренный угол паруса — галсовый угол. В зависимости от того, к какому парусу прикреплен Г., он получает соответстующее наименование: стаксель-Г., грота-Г. и т.п.

ГАЛФВИНД
ГАЛФВИНД (гол., англ. halfwind — полветра), курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет 90°. Про судно, идущее в галфвинд, говорят, что оно идет в полветра.

ГАЛЬЮН

ГАЛЬЮН (гол. galjoen).
1. Тип средневекового испанского и португальского военного парусного судна с выступающей вперед носовой надстройкой.
2. Свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение (гальюнная фигура). На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. Поэтому в настоящее время гальюнами часто называют туалеты на судах и кораблях.

ГЕЛЬМПОРТ
ГЕЛЬМПОРТ (англ. helmport от helm — румпель, port — отверстие, проход) вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба.

ГЕЛЬМПОРТОВАЯ ТРУБА
ГЕЛЬМПОРТОВАЯ ТРУБА, цилиндрическая или коническая конструкция, устанавливаемая на гельмпорте для размещения опор подшипника баллера руля и обеспечения водонепроницаемости корпуса судна. Изготовляется из металлического листа толщиной не менее толщины наружной обшивки в месте установки ГТ, либо является частью отливки ахтерштевня. Водонепроницаемость обеспечивается сальником опор подшипника и прижимным кольцом, регулирующим степень обжатия баллера сальником.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ, гидроакустическая станция для определения скорости судна относительно морского дна и угла сноса судна. ГЛ называют также абсолютным лагом. Существуют 2 типа ГЛ: доплеровский и корреляционный.Принцип действия доплеровского ГЛ основан на измерении смещения частоты отражения от дна сигнала, излученного с судна. В доплеровском ГЛ обычно используются 2 пары противоположно направленных по отношению к грунту акустических лучей, причем каждая пара предназначена для измерения какой-либо одной составляющей вектора скорости — продольной или поперечной. В корреляционном ГЛ используются малонаправленное излучение вертикально вниз и прием сигналов в нескольких (2—4) точках на днище судна. Принцип действия корреляционного ГЛ основан на измерении временного сдвига между реализациями отраженных от грунта сигналов, принятых в 2 точках, обеспечивающих максимум функции взаимной корреляции огибающих указательных сигналов, промодулированных при отражении от неровностей и шероховатостей грунта. ГЛ нашел наибольшее применение в составе навигационных комплексов подводных аппаратов, а также супертанкеров. Может использоваться также для определения скорости судна относительно глубин, малоподвижных звукорассеивающих слоев морской среды.

ГИК
ГИК (гол. giek — палка), горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся одним концом - пяткой - в мачту и имеющее на ней вертлюг. Служит для растягивания нижней шкаторины косого паруса - грота, фока или бизани. Соответствующий гик получает доп. наименование: грота-Г., фока-Г. и т.п. Гик оснащается гик-шкотом, с помощью которого парус устанавливается под нужным углом относительно ветра, гик-топенантом, поддерживающим гик на необходимом уровне над палубой, оттяжкой гика, препятствующей задиранию нока гика вверх при полных курсах, и завал-талями, которые заводят между гиком и прочной оковкой на баке яхты на курсе фордевинд, для того чтобы предотвратить самопроизвольный поворот на др. галс. Кроме того, на гике имеются снасти для растягивания нижней шкаторины паруса и взятия рифов. В некоторых случаях Гик изготовляют из 2 изогнутых дуг, которыми растягивается парус. Такой Гик называемый уишбоном, применяется, в частности, на виндсерфере.

ГИНИ
ГИНИ (гол. gijn), тали с увеличенными размерами блоков, числом шкивов и толщиной лопарей. Гини имеют как минимум два 3-шкивного блока или двух-, трехшкивные блоки.

ГИРЛО

ГИРЛО, 1) местное название рукавов или проток, образующих дельты больших рек, впадающих в Чёрное и Азовское моря, например, Килийское, Сулинское, Георгиевское гирла в дельте Дуная;
2) протока, соединяющая лагуну с морем.

ГИРОКОМПАС

ГИРОКОМПАС, с гироскопическим чувствительным элементом обладающим способностью под действием вращения Земли и моментов внешних сил воспроизводить с определенной точностью плоскость истинного меридиана для отсчёта курса и определения направлений на ориентиры. Наиболее распространены одногироскопные и двухгироскопные гирокомпасы с непосредственным управлениеми, с косвенным управлением. В гирокомпасах с непосредственным управлением момент внешних сил (момент силы тяжести) создается при наклоне главной оси чувствительного элемента относительно плоскости горизонта за счет конструктивного смещения его центра тяжести по вертикальной оси ниже точки подвески гироскопа. В гирокомпасе с косвенным управлением тот же эффект создается посредством связанных с гироскопом датчиков моментов, подключенных к индикатору горизонта, вырабатывающему сигнал отклонения оси гироскопа от плоскости горизонта.

ГИРОСКОП

ГИРОСКОП (от греч. gyros — круг и skopeo — смотрю), быстро вращающееся твердое тело, ось которого свободна, т. е. может менять свое направление в пространстве.Гироскоп с 3 степенями свободы (в кардановом подвесе) обладает свойством устойчиво сохранять приданное первоначально направление оси (например, на звезду), что позволяет использовать гироскоп в навигационных целях, а также для автоматизации управления движением судов, торпед, ракет и в ряде др. систем. Свойство прецессии гироскопа положено в основу различных навигационных приборов — гирокомпаса, гировертикали и др.

ГИТОВ
ГИТОВ, снасть бегучего такелажа, служащая для быстрого уменьшения рабочей площади паруса при маневрировании (лавировании) корабля (судна), взятии рифов или уборке парусов. С помощью Гитов подтягиваются у косых парусов гик (за его нок) к мачте, задняя или нижняя шкаторина паруса к гафелю, у прямых — подбираются шкотовые углы паруса к середине его рея. Блок, тали, шкентель Гитов называют Г.-блок, Г.-тали, Г.-шкентель (коренной конец Г. марселя).

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (ГЭУ), составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для обеспечения движения судна.
В общем случае ГЭУ состоит из 2 взаимосвязанных частей — генераторной и исполнительной:

ГЛАГОЛЬ-ГАК

ГЛАГОЛЬ-ГАК, откидной гак. В рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянута втугую. Г.-г. применяется в цепных и винтовых стопорах, найтовах, при креплении шлюпок в походном положении и т.д.

ГЛАДКОПАЛУБНОЕ СУДНО

ГЛАДКОПАЛУБНОЕ СУДНО, судно без надстроек, имеющее на верхней палубе только рубки. Как правило, это суда с избыточным надводным бортом, перевозящие легкие, но объемные грузы, или очень крупные суда.

ГЛАЗ БУРИ

„ГЛАЗ БУРИ", область прояснения среди ливневых облаков в центре тропического циклона. Обычно имеет диаметр 20—30 км (иногда до 60 км). В „Г. б." воздух теплее и суше, чем в окружающих облаках, температуpa устойчива, безветрие. Давление на периферии пониженное, вокруг „Г. б.", наоборот, велико (градиент 14—17 гПа/100 км). Часть сухого и теплого воздуха, поступающего из стратосферы, смешивается в окружающих облаках. Благодаря испарению капель воздух охлаждается, с внутренней стороны края облаков образуется мощный каскад нисходящего холодного воздуха, а в самих облаках воздух быстро поднимается вверх. Окружающая „Г. б." стена ветра и ливней представляет собой кинематическую и термодинамическую основу тропического циклона. Область „Г. б." опасна для судов, так как в ней образуется сильное нерегулярное волнение моря.

ГОРДЕНЬ

ГОРДЕНЬ (гол. gording). 1. Простейшее подъемное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока и пропущенного через него троса, шкентеля. Дает удобное направление тяги без выигрыша в силе.
2. Снасть, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке (бык-гордень для нижней шкаторины, нок-гордень для боковой).

ГРЕБНОЙ ВАЛ
ГРЕБНОЙ ВАЛ, концевой вал судового валопровода, на котором закреплен лопастной движитель. Проход ГВ через корпус судна обеспечивается дейдвудным устройством. ГВ работает в особо тяжелых условиях и практически недоступен для повседневного осмотра, поэтому его изготовляют из стали повышенного качества, предусматривая упрочнение его поверхности и защиту от коррозии (облицовка, покрытия, кадмирование и т.д.).
Боковые ГВ в двух- и многовальных установках выходят за пределы корпуса с дейдвудной трубой через мортиры и поддерживаются кронштейнами, которые также передают динамические усилия от работы гребного винта корпусу. В районе крепления кронштейнов ГВ отмечаются повышенная вибрация и шум, связанная с работой винта, поэтому иногда применяют бескронштейновые консольные ГВ, которые увеличивают пропульсивный КПД винтов и повышают надежность их работы, смягчая удары плавающих предметов.

ГРЕБНОЙ ВИНТ
ГРЕБНОЙ ВИНТ, судовой движитель, состоящий из нескольких (3—8) лопастей, которые расположены радиально на цилиндрической или конической ступице на равных угловых расстояниях.
ГВ имеют различную конструкцию: цельнолитую, с поворотными (см. Винты Регулируемого Шага (ВРШ)) и со съемными лопастями. Последние, имеющие болтовое соединение со ступицей, применяют главным образом на судах ледового плавания.
ГВ изготовляют из бронзы, латуни, нержавеющих и углеродистых сталей, чугуна.

ГРУЗОВАЯ МАРКА
ГРУЗОВАЯ МАРКА, система знаков на бортах судна в районе миделя, определяющих допустимую осадку для различных районов и условий плавания.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко