Ф (fert)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФАЛЬШБОРТ
ФАЛЬШБОРТ (нем. Falshbord), стальной пояс выше верхней палубы судна, выполненный как продолжение борта. Ограждает палубу, уменьшает поступление на нее забортной воды. Может устанавливаться на надстройках. Высота не менее 1 м, толщина несколько меньше толщины борта. Подкрепляется вертикальными ребрами жесткости в плоскостях шпангоутов, горизонтальным ребром или фланцем по нижней и планширем по верхней кромкам. К палубе фальшборт крепят контрфорсами.
Для быстрого стока воды с палубы служат щелевые шпигаты, образуемые за счет подъема листов фальшборта над краем борта. На судах, швартующихся в море, и на буксирах фальшборт устанавливают с наклоном к ДП или отодвигают от борта. Для уменьшения степени участия в общем изгибе судна Ф. имеет подвижные соединения с теми бортовыми стенками надстроек, которые являются продолжением борта. По этой же причине на судах длиной более 80 м Фальшборт в средней части судна соединяется с кромкой борта только клепкой. Для удаления попавшей на палубу воды в фальшборте, прикрепленном к борту, делают вырезы — шторм, порты.

ФАЛЬШКИЛЬ
ФАЛЬШКИЛЬ (нем. Falcshkiel).
1. Брус из твердого дерева или металлическая полоса, прикрепленная к нижней кромке киля либо к днищу судна в ДП для предотвращения износа киля или обшивки при их касании грунта.
2. Тяжелая (до 60% водоизмещения судна) чугунная либо свинцовая отливка обтекаемой формы, прикрепленная к килю парусной яхты и служащая для обеспечения остойчивости под парусами.

ФАРВАТЕР
ФАРВАТЕР (гол. vaarwater от varen - плавать и water - вода), безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди островов, мелей, банок и других надводных и подводных препятствий. Фарватер отмечают на карте и обставляют на местности знаками навигационной обстановки.
Фарватеры различают по назначению: подходные (обеспечивают подход к внешней части порта или гавани), главные (обеспечивают проход в порт с моря или плавание между портами в шхерах) и соединительные (соединяют собой главный или другие Фарватеры); по точности обследования: протраленные гидрографическими тралами, обследованные промером и недостаточно обследованные (т.е. Ф., не имеющие указания на картах и в лоции о наименьшей глубине, но опробованные судами); по местоположению: морские, речные, шхерные и другие.

ФЕРТОИНГ
ФЕРТОИНГ (гол. vertuiing - вращающийся), способ постановки на 2 якоря, при котором судно постоянно находится между ними. Применяется в стесненных акваториях, где при обычной постановке на 1 или 2 якоря судно под действием часто меняющегося по направлению ветра или течений совершает круговые движения большого радиуса.
При постановке фертоинг сначала отдают якорь с наветренной стороны или со стороны течения по мере дрейфа судна травят якорную цепь вдвое больше обычного. Затем, задержав цепь, отдают якорь с другого борта и свободно травят его цепь, подтягивая 1-ю, пока судно не окажется на равном расстоянии между якорями. В таком положении 1 якорь будет держать судно против приливного течения или ветра с моря, 2-й — против отливного течения или ветра с берега, судно же будет вращаться почти на одном месте. Чтобы цепи якорей не запутались, в них вставляют особый вертлюг, называемый фертоинговой скобой.

ФЛОР
ФЛОР (от англ. floor- пол, настил), основная днищевая поперечная балка, нижняя часть шпангоутной рамы. В одинарном дне состоит из листа с облегчающими вырезами и пояском по верхней кромке. Нижней кромкой Флор соединяется с днищевой обшивкой.

ФОРДЕВИНД
ФОРДЕВИНД (гол. voordewind).
1. Курс судна, совпадающий с направлением ветра. Иногда фордевинд называют полным ветром, а про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно идет полным ветром. На судах, оснащенных косыми парусами, различают фордевинд правого и левого галса - по названию борта, противоположного тому, на котором расположен грота-гик.
2. Тип поворота парусного судна, когда оно меняет галс и пересекает линию ветра кормой. На яхтах с косым вооружением при этом происходит перемещение гика с борта на борт, иногда сопровождаемое рывком гика-шкота, поэтому в сильный ветер поворот фордевинд на малых судах опасен.

фОРПИК
ФОРПИК (гол. voorpiek), крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, отстоящей на транспортных судах не ближе чем 0,05 длины судна от носового перпендикуляра. Обычно служит балластной цистерной.

ФОРШТЕВЕНЬ
ФОРШТЕВЕНЬ (гол. voorsteven от voor - передний, steven - штевень, стояк), брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем. По способу изготовления различают брусковые, литые и листовые форштевни, по форме поперечных сечений — обтекаемые и необтекаемые. Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе. Форштевни ледоколов и судов ледового плавания в зависимости от их категории имеют подрез для плавания во льдах. Применяются также листовые сварные форштевни с бульбом.

ФУТШТОК
ФУТШТОК (англ. foot - фут и нем. Stock - палка), рейка с делениями, устанавливаемая на водомерном посту у берега в море, реке или озере для наблюдений за уровнем воды. Иногда футштоком называют мерный шест, опускаемый со шлюпок и судов для измерения небольших глубин, а также замеров уровня жидкостей в судовых танках.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко