Д (dobro)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДАЛЬНИЙ ПОХОД
ДАЛЬНИМ ПОХОДОМ корабля (судна) считается:
а) для всех кораблей и судов Военно-Морского Флота - переход с одного морского театра на другой;
б) для подводных лодок - поход без захода в пункты базирования, составляющий по времени более половины от полной автономности подводной лодки данного проекта;
в) для надводных кораблей III ранга и судов водоизмещением до 1000 тонн - поход продолжительностью не менее 30 суток с выходом за пределы 500-мильной зоны от пункта базирования;
г) для надводных кораблей 1, II ранга и судов водоизмещением более 1000 тонн - поход продолжительностью не менее 45 суток с выходом:
- кораблей и судов Северного флота - за пределы Норвежского моря;
- кораблей и судов Тихоокеанского флота - за пределы 3000-мильной зоны от пункта базирования; - кораблей и судов Черноморского флота и Новороссийского военно-морского района - за пределы Эгейского моря;
- кораблей и судов Балтийского флота - за пределы Северного моря.
 
 
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ судна, наибольшее расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и смазочного масла. Наибольшая дальность плавания достигается при движении экономической скоростью, обеспечивающей минимальный энергорасход на единицу пройденного пути. Определяется назначением судна. Для современных крупных морских судов составляет 15—20 тысяч миль.

ДАМБА
ДАМБА морская (от гол. dam), гидротехническое сооружение для защиты морских прибрежных низменностей от затопления (напорные дамбы), для ограждения подходных каналов порта с целью улучшения условий судоходства и для защиты акваторий портов и аванпортов от воздействия волн, льда и наносов (безнапорные дамбы - молы и волноломы).

ДВОЙНОЕ ДНО

ДВОЙНОЕ ДНО, междудонное пространство, пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном судна. По бокам в районе скул ограничено наклонным или горизонтальным междудонным листом (на кораблях — скуловым стрингером).

ДВОЙНОЙ БОРТ

ДВОЙНОЙ БОРТ, объемная конструкция, образованная наружной обшивкой борта, верхней или твиндечной палубой и продольной переборкой.

ДЕБАРКАДЕР
ДЕБАРКАДЕР (от фр. debarquer — выгружать на берег) , плавучий причал (стоечное несамоходное судно), предназначенное для швартовки и обслуживания пассажирских или грузовых судов. Дебаркадеры устанавливают в пунктах с малым грузо- и пассажирооборотом. Пассажирские дебаркадеры оборудованы комнатами отдыха, буфетами, медпунктами и др. помещениями для обслуживания пассажиров. На грузовых дебаркадерах размещены перегрузочные машины для перевалки грузов и склады для кратковременного хранения грузов.

ДЕДВЕЙТ
ДЕДВЕЙТ полная грузоподъемность транспортного судна или общая масса груза, которую судно может принять. Включает перевозимый груз, судовое имущество, топливо, воду, экипаж. Дедвейт также есть разность между водоизмещением судна в полном грузу и порожнем.

ДЕЙДВУД

ДЕЙДВУД (англ. dead wood — мертвое дерево). 1. Брусья, которыми на деревянном судне плотно заполняют пространство между каждым из штевней и килем, чтобы в труднодоступном для осмотра месте не скапливалась вода.
2. Подводная часть кормовой оконечности судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем, через которую проходит дейдвудная труба.

ДЕЙДВУДНАЯ ТРУБА

ДЕЙДВУДНАЯ ТРУБА - прочная водонепроницаемая труба в корме судна, через которую проходит гребной вал.

ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО

ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО, устройство, служащее опорой гребного вала и обеспечивающее его водонепроницаемый выход из корпуса судна. Состоит из жесткой дейдвудной трубы с подшипниками (втулками) и уплотнениями по концам. Дейдвудная труба носовым концом прочно соединяется с ахтерпиковой переборкой, кормовым - с яблоком старнпоста, а между ними - с флорами. Подшипники ДУ могут иметь водяную или масляную смазку. При водяной смазке вкладыши подшипников изготовляются из древесины (бакаута) и искусственных материалов (лигнофоля, текстолита, резины и др.). Масляную смазку имеют подшипники, облицованные антифрикционным металлом (баббитом). Дейдвудное уплотнение может быть наружным (только при масляной смазке) и внутренним в виде сальника, уплотнение которого регулируется изнутри судна.

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ

ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ, предметы оборудования корпуса и верхней палубы корабля: леерные стойки, шлюпбалки, тралбалки, скобы, шпигаты, кнехты, крышки горловин, рымы, клюзы, и т.п.

ДЕРЖАЩАЯ СИЛА ЯКОРЯ

ДЕРЖАЩАЯ СИЛА ЯКОРЯ, максимальное усилие, при котором якорь удерживается в грунте при воздействии на судно внешних сил (ветер, течение). Д.С.Я. определяется массой якоря, калибром и длиной вытравленной якорной цепи, характером (видом) грунта в р-не якорной стоянки. ДСЯ в различных видах грунта разная, например у якорей Холла: ил — 4,8 на единицу веса якоря, плотный песок — 2,3 и крупный камень — 8,6. Адмиралтейский якорь в 2 последних видах грунта обладает в 3 раза большей ДСЯ в сравнении с якорем Холла, а в илистом грунте примерно равной.
 
ДЕСАНТНЫЕ СИЛЫ 
ДЕСАНТНЫЕ СИЛЫ - группировка сил, предназначенная для высадки морского и воздушно-морского десантов.

ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ
ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ (ДК) - специально построенный корабль, предназначенный для транспортировки и высадки морского десанта на побережье противника.
Классификация подкласссов десантных кораблей:
большие десантные корабли (БДК);
средние десантные корабли (СДК);
малые десантные корабли (МДК);
десантные катера (ДКА);
десантные экранопланы.

ДЕСАНТНАЯ АППАРЕЛЬ 
ДЕСАНТНАЯ АППАРЕЛЬ - платформа в носовой части десантного корабля, закрепленная нижней частью на уровне палубы трюма и  служащая в опущенном состоянии для схода личного состава и техники на берег или на мелководье. В нерабочем положении десантная аппарель обычно прикрыта раздвижными конструкциями, образующими носовую часть корпуса.
 
ДЕСАНТНАЯ ЛОДКА
ДЕСАНТНАЯ ЛОДКА - цельное, складное или надувное высадочное средство в виде судна или понтона вместимостью на отделение или взвод. Корпус десантной лодки изготавливается из пластмасс или легких сплавов. Десантная лодка передвигается на веслах или на подвесном моторе.

ДЕСАНТНЫЙ ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ
ДЕСАНТНЫЙ ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ - десантный корабль, с которого переброска десанта на берег осуществляется с помощью вертолетов.
 
ДЕСАНТНЫЙ ЭШЕЛОН
ДЕСАНТНЫЙ ЭШЕЛОН - часть десантно-транспортных средств с войсками и силы их непосредственного охранения на переходе морем из пунктов посадки в район высадки; а также Переход транспортных средств осуществляется одним или несколькими десантными эшелонами, состоящими из нескольких десантных отрядов.
 
ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ 
ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ десантного корабля - количество личного состава, военной техники и других грузов, которое способен принять десантный корабль для транспортировки и высадки/выгрузки.
 
ДЕФЛЕКТОР
ДЕФЛЕКТОР (от лат. deflecto — отклоняю, отвожу).
1. Прибор для измерения магнитных сил, действующих на картушку компаса. В отечественном флоте используется дефлектор Колота.
2. Вентиляционное устройство (вдувное, вытяжное, на конце трубы, выходящей на палубу судна). Применяется при естественной вентиляции судовых помещений (грузовых трюмов). Используют поворотные Д.- вдувные (Д. повернут отверстием навстречу потоку воздуха, в нем создается повышенное статическое давление, воздух нагнетается в помещение) и вытяжные (Д. повернут по потоку, в нем создается разрежение и происходит вытяжка воздуха из помещения), приточные 3-гранные и вытяжные цилиндрические вентиляционные головки, работа которых не зависит от направления ветра, а также вытяжные эжекционные головки, обеспечивающие более эффективное удаление воздуха из помещения.

ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР

ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР судовой, агрегат, состоящий из генератора и дизеля, образованный путем соединения их валов. ДГ является основным источником электроэнергии на судах. Основные достоинства ДГ - экономичность и быстрота запуска.

ДИПТАНК
ДИПТАНК (англ.deep-tank - глубокая цистерна), судовая цистерна, ограниченная сверху палубой или платформой, возвышающейся над вторым дном, и предназначенная для размещения жидких судовых запасов, балласта или груза.

ДИФФЕРЕНТ
ДИФФЕРЕНТ судна (от лат. differens, differen-tis — разница), наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через ЦТ площади ВЛ). Углы Д. измеряются в градусах или радианах. В эксплуатационных условиях Д. часто оценивают величиной разности между осадками судна кормой Тк. и носом Тн. Если разность положительная (Тк>Тн), то судно имеет дифферент на корму, если отрицательная (Тк<Тн) — дифферент на нос.
Дифферент устраняют перераспределением грузов по длине судна (в частности, жидкого балласта) или перекладкой горизонтальных рулей. Иногда небольшие суда имеют т.н. конструктивный дифферент — постоянное превышение Тк над Тн, предусмотренное проектом судна.

ДНИЩЕ
ДНИЩЕ судна, нижняя горизонтальная или почти горизонтальная часть корпуса судна, включающая наружную обшивку, подкрепляющие ее поперечные (флоры) и продольные (стрингеры, вертикальный киль) днищевые балки (см. Двойное дно). На Днище действуют внешние статические и динамические нагрузки, в т. ч. давление воды, масса грузов, силы инерции при качке, ледовые и др. Наибольшие динамические нагрузки возникают в носовой части днища при слеминге.
 
ДОК
ДОК (гол. dok), стационарное или плавучее сооружение, предназначенное для осмотра и ремонта подводной части корпуса корабля (судна), постройки или транспортировки его. По устройству и способу заполнения Д. подразделяются на сухие, наливные и плавучие.

ДОКОВАНИЕ

ДОКОВАНИЕ, процесс докового ремонта корабля. Проводится с целью очистить подводную часть корпуса от обрастания морскими организмами, нанести специальное защитное покрытие, окрасить, произвести ремонт бортовой арматуры, забортных систем, устройств и перебалластировку корабля (в случае необходимости). Во время Д. все механизмы корабля выводятся из действия. Работа отдельных из них может допускаться только в исключительных случаях с разрешения начальника дока.

ДУПЛИНЬ
ДУПЛИНЬ (от гол. duplo — двойной и lijn — линь, канат), закладка троса через обух, рым или скобу так, что оба его конца находятся в руках работающих или закреплены. Используется, когда необходимо быстро отдать концы, например при швартовке на рейдовые бочки.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко