Б (buki)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАГОР
БАГОР, шест с тупым металлическим наконечником и крюком. Применяется на шлюпках и малых судах (катерах) для отталкивания наконечником при отходе от причала (судна), подтягивания и удержания с помощью крюка при подходе к нему. Багор цельнометаллический применяется в качестве пожарного инструмента.

БАК
БАК (гол. bak), надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения непотопляемости и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.). В удлиненном баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах — каюты. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.

БАКЕН
БАКЕН (от гол. baken — буй), плавучий навигационный знак, применяемый на внутренних водных путях. Представляет собой деревянный плотик с укрепленной на нём надстройкой треугольной, прямоугольной или круглой формы. Удерживается на месте с помощью якорного устройства. Бакены могут быть светящими, несветящими или иметь светоотражающее покрытие и выставляться для обозначения оси, кромок и поворотов судового хода, ограждения подводной навигационной опасности или предупреждения о свальном (поперечном) течении на реке. На морях и океанах функции бакенов выполняют буи.

БАКШТАГ
БАКШТАГ (гол. bakstag)
1. Курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет более 90 и менее 180°. Бакштаг называют полным, если указанный угол превышает 135°, и крутым, если он менее 135°.
2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачты, дымовые трубы и т. п. с кормы и бортов. На яхтах с косым парусным вооружением, для обеспечения возможности перехода гика с борта на борт при перемене галса, нижние концы бакштага выполняются скользящими по рельсу на палубе, натягиваемыми с помощью рычагов или талей.

БАКШТОВ
БАКШТОВ (гол. bakstouw), конец (канат), выпускаемый с кормы стоящего на якоре судна, служащий для крепления за него спущенных на воду судовых шлюпок и катеров.

БАЛКА
БАЛКА судовая (гол. balk), конструктивный элемент корпуса судна, его надстроек и рубок, испытывающий изгиб и имеющий длину, в есколько раз превышающую высоту и ширину поперечного сечения. Балками являются киль, стрингеры, шпангоуты, бимсы, карлингсы, ребра жесткости, стойки переборок и т. д. При расчете общей прочности корпуса его тоже представляют в виде балки — квивалентного бруса. У тонкостенных балок различают стенку (стенки) и пояски. Стенка параллельна плоскости изгиба, пояски ерпендикулярны к ней. Обычно применяют катаные профили (тавр, полособульб) и составные — сварные балки.

БАЛЛАСТ
БАЛЛАСТ, груз, помещаемый на днище корабля (судна) для обеспечения требуемой посадки и остойчивости. Балласт бывает жидкий водяной) и твёрдый.
Жидкий (водяной) балласт - вода, принимаемая в цистерны в случае необходимости (для повышения/понижения метацентрической высоты). Цистерны, используемые под жидким балластом, заполняются полностью («прессуются») так, чтобы вода не переливалась с борта на борт. Твёрдый балласт, чугунные чушки, иногда отливаемые по форме днища корабля (судна) (так наз. лекальный балласт), камни, твёрдые малоценные грузы. Любой твёрдый балласт надёжно закрепляется, чтобы исключить его смещение при качке.

БАЛЛЕР

БАЛЛЕР (ОТ англ. barrel — вал, цилиндр)
БАЛЛЕР РУЛЯ - вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней — с румпелем. Служит для передачи создаваемого румпелем крутящего момента, необходимого для перекладки пера руля и удержания его в заданном положении. По форме части, соединяемой с пером руля, БР подразделяются на прямые и изогнутые. Имеет на элементах конструкции корпуса не менее 2 опор.

БАЛЛЕР ШПИЛЯ, вертикальный стальной вал, обеспечивающий передачу вращающего момента от двигателя (на современных судах электромотор) через редуктор на тяговое устройство шпиля (на швартовных шпилях — турачка, на якорно-швартовных— турачка и цепная звездочка).

БАНКА

БАНКА (англ. и гол. bank от лат. banco — скамья, сиденье)
1. Название сидений для гребцов на древнеримских судах, заимствованное в средние века многими народами и перешедшее в парусный флот, где термин приобрел несколько значений: место между 2 смежными бортовыми орудиями; кровать, койка в лазарете, госпитале; скамья для гребцов на беспалубных судах (в наст. время — на шлюпках).
2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров, глубина которой значительно меньше глубины моря в данном районе (менее 10м). В зависимости от характера донных отложений различают банки каменистые, коралловые, ракушечные, а также сложенные рыхлым ракушечником или обломочным материалом любого размера и состава, поступающим с суши. Банка представляют опасность для судоходства. Обычно являются районами богатого промысла рыбы и моллюсков.

БАР

БАР, коса [фр. barre от лат. (кельт.) barre — конец, край], гряда наносов (песка, гравия, ракушек) в прибрежной полосе моря, вытянутая вдоль общего направления берега. Различают бары подводный, островной, береговой, устьевой. Подводный бар является 1-й стадией развития берегового бара; формируется на участках резкого уменьшения глубин, где происходят падение энергии волн аккумуляция наносов. Обычно подводные бары встречаются группами на глубине до 10 м и перемещаются по профилю берегового склона. Когда отдельные участки гребня выступают из воды в виде отдельных островов, подводный бар переходит в стадию островного. Береговой бар представляет собой надводную гряду наносов и образуется при их поперечном перемещении с преобладающей аккумуляцией. Береговой бар бывает вытянут вдоль берега на расстояние до сотен километров и отделяет от берега лагуну или прибрежное озеро. Бар устьевой представляет собой отмель, возникшую в результате осаждения наносов реки и моря на устьевом взморье.

БАРАШЕК

БАРАШЕК, 1) гайка с ушками или дужкой, применяемая обычно совместно с поворотным болтом для обжатия и герметизации резиновых уплотнителей дверей, иллюминаторов, световых лючков, крышек кранцев первых выстрелов;
2) деревянная колодка для отвода снастей.

БАРКАС

БАРКАС, б а р к а з (гол. barkas от исп. barkaza, итал. barcaccio)
1. Небольшое парусное рыбацкое или транспортное судно, распространенное на Черном и Азовском море Парусное вооружение косое, с кливером на коротком горизонтальном бушприте. Длина 8—12 м, ширина 2,4—3 м, высота борта 1 — 1,3 м, осадка ок. 0,75 м.
2. Речное несамоходное деревянное или металлическое судно типа баржи дл. 60—80 м с низкими бортами и высокими надстройками, закрывающими трюм,— т. н. лабазами. Баркасы имели заострен, оконечности и прочную конструкцию.
3. Парусное или моторное судно небольших размеров для обслуживания морских и речных портов, рейдов, гаваней, затонов, морских промыслов, доставки грузов и пассажиров на местных линиях внутренних водных путей.
4. Класс самых больших корабельных шлюпок, предназначенных для доставки тяжелых и громоздких грузов и др. видов обслуживания корабля, включая завоз верпов. Имели транцевую корму, полные обводы, большую ширину корпуса и относительно малую осадку. В случае гибели корабля могли совершать океанские переходы. Различали 22-, 20-, 18- и 16-весельные баркасы Снабжались вальковыми веслами, каждым греб 1 гребец, сидя у своего борта. В период парусного флота при безветрии бакасы применялись для буксировки корабля на ветер (из штилевой полосы), в бою при штиле служили для разворачивания корабля бортом на противника. Для установки легких орудий баркасы имели соответствующие подкрепления. Парусное вооружение баркасов на 2 мачтах (фок- и грот-) было гафельное (по примеру шхун), рейковое неразрезное или латинское (с треугольным парусом).

БАРОКАМЕРА

БАРОКАМЕРА (греч. baros — тяжесть, лат. camera — свод, комната), герметически закрывающаяся камера для создания пониженного (вакуумная барокамера) или повышенного (компрессионная барокамера) давления газовой среды. Оборудуются системами газоснабжения и жизнеобеспечения, смотровыми окнами, люками, звуковой и световой сигнализацией, переговорными устройствами, освещением. Применяются для высотных и подводных тренировок, медицинского обследования лётного состава и водолазов, декомпрессии водолазов после пребывания под водой, лечения различных заболеваний, испытаний авиационной, космической, подводной и др. аппаратуры.

БАРОМЕТР

БАРОМЕТР (от греч. baros — тяжесть и metreo — измеряю), прибор для измерения атмосферного давления. По принципу действия различают жидкостные (ртутные) барометры и металлические барометры-анероиды. В ртутном барометре определяемое атмосферное давление уравновешивается давлением ртутного столба, заключенного в барометрической трубке. На кораблях (судах) применяются барометры-анероиды, у которых приёмной частью служит металлическая мембранная коробка с выкачанным из неё воздухом. Атмосферное давление определяют по величине деформации коробки, которая через систему рычагов передаётся на стрелку, перемещающуюся относительно шкалы. Шкала градуируется по ртутному барометру. Для непрерывной записи измеряемого атмосферного давления на кораблях применяется барограф (анероидный), который может быть двух типов: суточный и недельный.


БЕЙДЕВИНД
БЕЙДЕВИНД (англ. by the wind; гол. bij de wind; by, bij — около, при, wind — ветер), курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет менее 90°. Бейдевинд называют крутым, если указанный угол менее 60°, и полным, если он равен 60 — 80°. Наиболее круто к ветру (под углом 35—42°) ходят спортивные яхты.

БИМС
БИМС (англ. beams, мн. число от beam — балка, перекладина), балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете — на карлингсы и продольные переборки, в районе люков — на борт, шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами). Расстояние между бимсами кратно шпации. При продольной системе набора палубы на расстоянии 3—5 шпаций устанавливают усиленные (рамные) бимсы, образующие вместе с усиленными бортовыми шпангоутами и флорами шпангоутную раму. На рамные бимсы опираются подпалубные ребра жесткости, повышающие устойчивость настила палубы. Бимсы и рамные бимсы передают на борта, переборки и др. конструкции действующую на палубу (платформу) поперечную нагрузку. Бимсы, не имеющие присоединенного пояска, например, в форпике, называют холостыми. Размеры бимсов устанавливают из условий прочности и устойчивости палубы платформы).

БИТЕНГ

БИТЕНГ (гол. beting), на деревянных судах — встроенный в палубу и соединенный с подпалубными конструкциями толстый вертикальный брус, вокруг которого обносили якорный канат при стоянке судна на якоре. Служил также для крепления буксирных тросов. На речных судах битенги называли ухватами. На металлических судах битенгами стали называть чугун, или стальную полую тумбу, укрепленную на палубе на пути движения якорной цепи, которую обносили 1 шлагом вокруг битенгов для уменьшения скорости движения цепи при отдаче якоря за счет трения ее о битенг. Имел выступ (краспица, или перо) для поддержания шлага цепи. На современных судах битенги в виде одиночной или, чаще, двойной тумбы на общем фундаменте входит в состав буксирного устройства применяется в основном для крепления буксирных тросов. Бортовые битенги используют, так же как и кнехты, для швартовки.

БЛОК ТАКЕЛАЖНЫЙ
БЛОК ТАКЕЛАЖНЫЙ, (БТ) подъёмное приспособление из одного или нескольких шкивов с желобами по окружности для троса (цепи), предназначенные для изменения направления действия силы (неподвижные БТ.) или для получения выигрыша в силе (подвижные БТ).
На кораблях (судах) БТ применяют в грузоподъёмных устройствах, для талей, такелажа рангоута, парусов, сигнальных, флажных и др. фалов и снастей. По кол-ву шкивов блоки подразделяются на одно-, двух-, трёх-, четырёх- и многошкивные, а по материалу изготовления — на металлические (для работы со стальными тросами и такелажными цепями), деревянные и пластмассовые (для работы с синтетическими и растительными тросами). Одношкивный металлический блок с откидной частью щеки для закладывания троса на шкив называют канифас-блоком. Служит для изменения направления тяги троса. В зависимости от допустимой нагрузки и устройства металлические блоки бывают 5 типов, деревянные — 4 типов. На щеку блока наносится маркировка. На парусных кораблях (судах) деревянные БТ обычно имеют корпус щёки) округлой формы, без выступающих частей.
Различают:
- анапуть-блок, одношкивный, с коническим удлинённым концом корпуса, имеющим сквозные отверстия для продевания тросовой тяги тента и его растягивания, или снасть анапуть, поднимающая середину нижнего прямого паруса;
- вертлюжный блок, блок с выступом, препятствующим зажатию троса между блоком и рангоутным деревом;
- глухой блок (гитов-блок), блок, шкив которого закрыт со всех сторон так, чтобы между гитовыми и шкивом не попал парус, а для троса снизу имеются 2 отверстия;
- комель-блок, блок, имеющий длинный корпус с 1 или 2 (один над другим) шкивами для проводки топенантов марса и брам-реев;
- лонг-такель-блок, блок с 2 шкивами различ. диаметра (один над другим), препятствующий захлёстыванию снастей.

БЛОКШИВ
БЛОКШИВ (англ. block-ship), корпус старого судна, используемый в порту у постоянного причала или на рейде как плавувий склад обычно огнеопасных и взрывоопасных веществ) или для жилья.

БОРТ
БОРТ (англ. board, нем. bord, гол. boord), боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, по высоте от днища до верхней палубы. Форма борта задается теоретическим чертежом. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна и образующих поясья, а набор — из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Система набора борта зависит от типа и размеров судна. В оконечностях система набора борта на всех судах поперечная. В расчетах прочности корпуса судна борта играет роль вертикальные стенки эквивалентного бруса при продольном изгибе и крайних поясков бруса при горизонтальном изгибе. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.

БОРТОВЫЕ ОГНИ
БОРТОВЫЕ ОГНИ, отличительные огни, огни, обозначающие борт судна. Зеленый огонь установлен на правом борту, а красный — на левом. Каждый из них освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° прямо по носу (по 22,5° позади траверза соответствующего борта). Бортовые огни расположены на высоте не более чем на 3/4 высоты переднего топового огня. На судне длиной менее 20 м они могут быть установлены в одном фонаре, выставляемом в ДП судна не менее чем на 1 м ниже топового огня. Бортовые огни должны быть видны на следующих минимальных расстояниях: на судах дл. 50 м и более — 3 мили, 12—50 м — 2, менее 2 м — 1 миля.

БОТ
БОТ (через гол. boot, из сред.-лат. batus — греб, судно), общее название небольших (водоизм. примерно до 150 т) гребных, парусных или моторных судов различного назначения.
Существуют боты транспортные, промысловые, водолазные, спасательные, пожарные, лоцманские, десантные и др. Ввиду ограниченной мореходности боты используют только в прибрежных районах моря. Термин „бот" появился в средние века в Европе и обозначал первоначально любую речную лодку. В XVII—XIX вв. ботами стали называть небольшие гребные или парусные одномачтовые суда дл. 11 —18, шир. 3—4,5 м с косым парусом вооружение типа тендера, предназначенные для снабжения судов, стоящих на рейде, для связи, разведки, десантных операций, для ближнего или абордаж, боя с кораблями противника и др. целей. Они имели 2—20 малокалиберных пушек, в основном фальконетов. Для абордажного боя на бушприте бота иногда крепили заряд. Большие боты строили палубными водоизмещением до 60— 80 т, с экипажем до 36—40 чел. Существовали боты различных типов: вадбот, вельбот, гекбот, гросбот, кавасаки, краб-бот, листер-бот, пакетбот, питер-бот, снаг-бот, фангсбот, хачбот, хой, шхербот и др.

БОЧКА
БОЧКА швартовная, плавучее сооружение цилиндрической формы диаметром 1,5—3 м, обеспечивающее надежную стоянку судов на рейде или в акватории порта. На верхней и нижней плоскостях имеет обухи или рымы. В верхний обух закладывается такелажная скоба, соединяющая бочку со швартовным тросом, подаваемым с судна; к нижнему обуху, под водой, крепится бридель.

БРАНДВАХТА

БРАНДВАХТА (от нем. brand — пожар и wacht —караул, вахта).
1. Корабль, несущий сторожевую службу на рейде, в гавани, устье реки для поддержания установленного режима плавания.
2. Пост на берегу или судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта.
3. Судно, используемое для жилья экипажами земснарядов, водолазных станций и т. д.

БРАШПИЛЬ
БРАШПИЛЬ (гол. braadspil от braand — жарить и spit — вертел), палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке. Одновременно обслуживает якорные цепи левого и правого бортов. Наиболее распространены брашпили с электромеханическим приводом (индивидуальным электродвигателем переменного или постоянного тока) и механической передачей. Применяются также паровые, гидравлические и ручные брашпили.

БРЕКВОТЕР
см. ВОЛНОЛОМ

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ (БК), специальный легкий трос с не большим грузом на конце в виде парусинового мешочка с песком (ЛЕГОСТЬ). Служит для подачи швартовов. БК. набирают в руку в виде небольших бухт и бросают в сторону причала (или на палубу др. судна). После того как на причале примут БК, его закрепляют за швартовный трос(канат).

БРУС ПРИВАЛЬНЫЙ
БРУС ПРИВАЛЬНЫЙ, элемент конструкции в виде балки, устанавливаемой вдоль наружного борта корабля (судна) для предохранения бортовой обшивки от повреждений при швартовке.

БУЙ

БУЙ (гол. boei), плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т. п.) в морях, проливах, каналах, портах. Различают буи морские, речные, лиманные, канальные. Буи изготовляют в виде цилиндрической, конической, сферической или др. формы, различных размеров и разной окраски, обусловленной его предназначением и использованием на морях (внутр. вод. путях). Устанавливается на якоре с помощью стального (синтетического) троса или цепи. Имеет надстройку, где могут помещаться светооптический аппарат, звукосигнальное устройство (колокол или горн) или радиотехническое средство навигационного оборудования. Вертикальное положение буя обеспечивается его плавучестью и противовесом. Некоторые типы буев используются без якорей. В зависимости от назначения и конструктивных особенностей различают буи: радиогидроакустический, дымный, зимний (ледовый), навигационный, океанографический, аварийно-сигнальный, тральный, туманный. Аварийно-сигнальный буй выпускается с ПЛ, лежащей на грунте, на поверхность для обозначения своего места в случае невозможности всплытия из-за аварии и для телефонной связи с экипажем. Дымный буй (устар.), снабжался устройством для постановки на море дымовых завес. Зимний буй, является разновидностью навигационного буя. Выставляются в осенне-зимний период, имеют узкую коническую форму, обеспечивающую обтекание их движущимся льдом и сохранение своих мест. Навигационный буй, плавучий предостерегательный знак, предназначается для ограждения или обозначения навигационных опасностей различных водных путей и р-нов. Могут быть: большими, средними и малыми; светящими, несветящими и светоотражающими; оборудованными радиолокационными маяками-ответчиками, пассивными радиолокационными отражателями, маркерными радиомаяками, звукосигнальными средствами. Устанавливаются в открытой части моря, прибрежной зоне, закрытых заливах и бухтах и на внутр. водных путях. Океанографический буй предназначается для размещения на нём средств измерений основных характеристик физического состояния океана (моря) на различных глубинах и атмосферы в приводном слое. Различают якорные и дрейфующие, притопленные и поверхностные. Они могут иметь средства передачи-получения информации по радио. Томбуй, буёк для обозначения места отданного якоря. Тральный буй, специальная плавучесть, являющаяся элементом контактных и неконтактных тралов, средством ограждения районов траления. Подразделяются на ведущие, поддерживающие тралящую часть, кабель или буксир на определенной глубине, и на обозначительные границы протраленной полосы или места обнаружения мины. Туманный буй (устар.), буксировался кораблями при плавании в тумане для удержания своего места в строю кильватера. Применялся в русском флоте. Представлял собой деревянный жёлоб треугольного сечения (дл. до 2,4 м), внутри которого устанавливалась трещотка, на концах вала имелись лопасти. При буксировке вода давила на лопасти и приводила в движение вал вместе с трещоткой, которая производила шум, хорошо слышимый на 0,5 кабельтова.

БУКСИР

см. БУКСИРНОЕ СУДНО

БУКСИРНАЯ ЛЕБЁДКА
БУКСИРНАЯ ЛЕБЁДКА, специальная лебедка на больших буксирных судах, имеющая автоматическое устройство для травления и выбирания буксирного троса в зависимости от изменения величины его натяжения при буксировке.

БУКСИРНОЕ СУДНО
БУКСИРНОЕ СУДНО, буксир (от гол. boegseren — тянуть), судно обеспечения, предназначенное для буксировки несамоходных или не имеющих хода плавсредств (барж, доков, кранов, мишеней, плотов и т. п.) и оказания помощи терпящим бедствие кораблям (судам).

БУКСИРНЫЙ ТРОС
БУКСИРНЫЙ ТРОС, стальной, растительный или синтетический трос, применяющийся для соединения буксирующего судна с буксируемым объектом. Длина БТ устанавливается в зависимости от условий буксировки (открытое море, проливы, подходы к портам), мощности буксирного судна, а также от состояния погоды. На специальных буксирных судах, спасателях и ледоколах применяют БТ больших диаметров, они обычно находятся на автоматических буксирных лебедках. При буксировке больших объектов (плавдоков, кранов и т. п.) используют буксирные линии, состоящие из 2—3 смычек якорной цепи (обычно со стороны буксируемого объекта) и стального троса (со стороны буксирующего судна) или из стального троса со вставкой из синтетического. Возникающие в линии усилия гасятся за счет ее провисания или упругости синтетической вставки. При буксировках судов в порту в качестве БТ применяют швартовные тросы. Длинный конец троса с огоном закладывают на гак буксира - другой крепят на кнехтах буксируемого судна. Иногда БТ принимают с буксира. Длину БТ на буксировках в море в сравнительно тихую погоду принимают в зависимости от мощности буксирующего судна: ок. 200 м для судов малой мощности и до 400 м для судов большой мощности. БТ на буксировке плавучего дока достигает 700 м. При снятии судов с мели длина буксирной линии до 1300 м.

БУЛЬ
БУЛЬ (фр. bulle от лат. bull — пузырь), выпуклость в подводной части корпуса судна (корабля), предназначенная для улучшения его мореходных качеств и защиты от минно-торпедного оружия. Образуются изгибом набора и обшивки в данном месте либо изолированными наделками на корпусе. Разделяются на бортовые, днищевые и носовые (последние чаще называют бульбом). На
глиссирующих судах бортовые були в надводной части используют для повышения остойчивости на больших углах крена. Нам алотоннажных судах иногда применяют мягкие надувные Були. Впервые були были применены в 1898 г. при постройке русских минных заградителей типа „Амур". Були называют также бортовыми и булевыми наделками, выпуклостями, наплывами, блистерами.

БУЛЬБ
БУЛЬБ (англ. bulb от лат. bulbus — луковица, выпуклость).
1. Выступающее вперед каплевидное или полу-сферическое обтекаемое утолщение подводной части носа судна, уменьшающее волновое сопротивление воды и интенсивность ударов носовой оконечности о воду. На боевых кораблях в полости бульба обычно размещают гидроакустические антенны.
2. Каплевидное в поперечном сечении утолщение (симметричное или несимметричное), одна из продольных кромок профильной стали, называемой полособульбом.

БУНКЕР
БУНКЕР судовой, помещение на корабле (судне) для хранения топлива.

БУНКЕРОВКА

БУНКЕРОВКА, приём на корабль (судно) запасов топлива.

БУРУН
БУРУН, явление опрокидывания отдельных гребней волн над резким подъемом дна (подводными камнями, скалами, рифами), сопровождающееся пенообразованием. Происходит в результате замедления нижних частиц воды при их орбитальном движении в следствие трения о подводные препятствия. Кроме того, буруном называют пенящуюся волну у форштевня судна или в его кильватерной струе.

Разделы сайта:

А - Аз

Б - Буки

В - Веди

Г - Глаголь

Д - Добро

Е - Есть

Ж - Живете

З - Земля

И - Иже

К - Како

Л - Люди

М - Мыслете

Н - Наш

О - Он

П - Покой

Р - Рцы

С - Слово

Т - Твердо

У - Ухо

Ф - Ферт

Х - Хер

Ц - Цепочка

Ч - Червь

Ш - Шапка

Щ - Ща

Э - Е оборотное

Ю - Юла

Я - Яко