на главную / Дислокация / 

Подземелья Кенигсберга

После взятия в 1945 году советскими войсками Кенигсберга главный город Восточной Пруссии лежал в руинах. Некоторые немецкие подразделения ушли в разветвленную сеть подземных ходов и оттуда ночами совершали вылазки, убивая наших военнослужащих. В связи с этим были взяты под контроль основные входы в подземелья, а остальные экстренно были замурованы до лучших времен. Это повысило безопасность в городе. Самими схемами подземелий советское командование не располагало.
Форт Штайн Любопытно, что главный железнодорожный вокзал города не пострадал от уличных боев и бомбардировок англо-американской авиации, которая почему-то уделяла налетам на Кенигсберг особое внимание. Под вокзалом, глубоко под землей, располагалась подземная железнодорожная станция, откуда в нескольких направлениях уходили тоннели, в том числе под реку Преголя. Подобные подземные тоннели нашим воинам встречались в Бранево и других польских городах на пути к Германии.
Тоннели располагались значительно ниже реки Преголя и Калининградского залива. Электрифицированные тоннели двумя трассами связывали Кенигсберг со знаменитой ставкой Гитлера Вольфшанце, находившейся недалеко от Растенбурга (Кентшин). Для строительства таких сложных подземных сооружений Германия располагала высококвалифицированными кадрами, горнопроходческой и строительной техникой. Подземное строительство в военных целях велось в Восточной Пруссии со времен раннего Средневековья, когда немецким рыцарям удалось захватить этот регион.
В послевоенные годы в подземные ходы неоднократно проникали различные группы исследователей, хотя и без особых успехов. Но в 50-е годы развалины Королевского замка, из подвалов которого можно было попасть в подземелья Калининграда, и другие входы в «подземный мир» древнего города были взорваны.
Город стали постепенно восстанавливать. Так как чертежи городских коммуникаций не были доступны местным властям (их обнаружили в архивах Москвы только в 1991 году), Калининград отстраивался по новой планировке с новыми городскими коммуникациями. Пришлось заново прокладывать водо- и электроснабжение, канализацию, телефонную связь.
Проведенная после войны замуровка входов в подземелья не гарантировала, однако, надежного контроля за несанкционированными перемещениями внутри подземелий, особенно в их глубинных ярусах, уходящих за пределы города. Известен случай, когда в начале 80-х годов в центре города, недалеко от бывшего Королевского замка, жители близлежащих домов явственно слышали гулкие удары металла по металлу, которые раздавались из-под земли. Приехавшие специалисты только руками развели, так как все входы в подземелья считались давно замурованными.
В те же годы в зоопарке дети заметили провал в вольере медведей и сообщили смотрителям. Руководство зоопарка проинформировало, как раньше было принято говорить, компетентные органы об обнаруженном ступенчатом входе в подземелье, но от них никто не приехал. Пришлось работникам зоопарка самим засыпать вход без каких-либо попыток обследовать подземелье.
Поверхностные раскопки, проведенные в Калининграде геолого-археологической экспедицией в 80-х годах, естественно, результата дать не могли. В глубинные ярусы подземелий никто из ее участников не проникал, ибо не располагал необходимыми чертежами.
Серьезно заниматься исследованиями подземелий все послевоенные десятилетия никто не стремился: ни городские власти, ни военные, ни другие силовые ведомства. Мешали то ли более срочные дела, то ли недопонимание серьезности проблемы. Поэтому остались необследованными и подземелья в районе заводов Понарт и Шонбуш, где немцы в конце войны спустили под землю ящики с какими-то культурными ценностями. Хотя имеющаяся информация позволяет предполагать, что в подземельях может находиться и Янтарная комната. Известно, что из Королевского замка ящики с деталями Янтарной комнаты были перемещены в район детской областной больницы (нынешняя улица Дмитрия Донского), где были спущены под землю, а вход засыпан взрывом. Далее по подземелью ящики переместили в другое, более безопасное место.
В Германии до сих пор живы люди (или их дети), которые проектировали и строили подземные инженерные сооружения Кенигсберга, прятали там награбленные в СССР культурные ценности. Не исключено, что в 90-е годы, когда ослаб контроль, кое-кто из них мог попытаться тайно проникнуть в подземелья города, используя сохранившиеся чертежи. По подземным коммуникациям они могли переместить ящики с компонентами Янтарной комнаты за пределы не только города, а затем и вывезти их за рубеж через морской порт или автомобильным транспортом.
Да и нельзя сбрасывать со счета глубинные подземные коммуникации, которые, возможно, издревле связывали Восточную Пруссию под польской территорией с остальной частью Германии (во всяком случае подземные железнодорожные пути, ведущие к польской границе, никто так и не обследовал). После присоединения ГДР к ФРГ у лиц, знающих тайны подземелий, появилась потенциальная возможность скрытно проникать на российскую территорию.
Известно и то, что после распада СССР в районе бывшего Королевского замка активно вела раскопки, с согласия властей, немецкая экспедиция, члены которой, судя по всему, знали о подземельях и их содержимом не понаслышке. Были замечены в Калининграде и американцы, которые при помощи георадаров и других приборов пытались составлять схемы подземных сооружений и ходов.
Проблема использования древних подземелий касается и древнего города-порта Балтийска (Пилау), являющегося морскими воротами Калининграда. Здесь еще в XVII веке под проливом-каналом работал пешеходный тоннель для жителей. В последующем рядом был построен второй такой же тоннель для двустороннего движения с поперечными проходами между ними. Тоннели совершенствовались и были электрифицированы. В конце войны этот двойной тоннель был использован под госпиталь. После взрыва в одном из пролетов тоннеля была нарушена герметизация стены, и тоннель постепенно заполнился водой. Место разгермитизации тоннеля известно. Для метростроевцев и горнопроходчиков не представило бы трудностей ввести в строй этот тоннель.
А пока в дневное время через пролив по-прежнему курсирует корабль, перевозя жителей. Помимо того, под проливом имеется еще три замурованных незаводненных тоннеля. Их можно было бы размуровать и ввести в эксплуатацию. Но местные власти, видимо из-за отсутствия средств, этот вопрос не решают. Хотя вложенные средства быстро бы окупились.
Вокруг Балтийска под дном шельфовой части заливов и пролива располагаются громадные железобетонные емкости для хранения горючего с ходами сообщения для технического обслуживания. Сами емкости заполнялись горючим по централизованной трубопроводной системе. Горючее поступало из района к северу от современного города Ладушкина. Местоположение емкостей под шельфом установлено специалистами. Входы для их техобслуживания нетрудно размуровать. Можно восстановить и централизованное заполнение этих емкостей горючим по трубопроводной системе. Введение этих емкостей в эксплуатацию весьма актуально, ведь Балтийск превращается в крупный морской порт.
Еще одним интересным объектом является гора Прохладная, внутри которой находятся многоярусные складские и технические помещения с системой жизнеобеспечения и связи. Размуровка входов может быть осуществлена даже энтузиастами.
Забытые подземные сооружения в Калининграде - это десятки тысяч квадратных метров добротных помещений. Их с успехом можно использовать в интересах города (под склады, спортзалы, магазины, мастерские для художников, скульпторов, гражданскую оборону). Необходима планомерная размуровка ценнейших инженерных подземных сооружений.

Разделы сайта: