на главную / Дислокация / 

от Пиллау до Балтийска

Первая статья о Балтийске.

Город Балтийск (бывший г. Пиллау) Калининградской области является самым западным портом и военно-морской базой России. Балтийск сверху
Пиллау - это древний город. Образовался он от слияния трёх самостоятельных селений. Первое документальное упоминание о нём относится к 1430 г. Название "Пиллау" в переводе с прусского означает "крепость". Город находился на прусских землях, славившихся обилием мёда, рыбы, янтаря. Рядом проходили оживлённые торговые пути. Со всех сторон в город заходили корабли. Порты и торговые пути нуждались в охране от грабежей. Поэтому, после завоевания в XIII в. этих земель рыцарями Тевтонского ордена, здесь начали создаваться оборонительные сооружения и крепости. На окраине города сохранились до наших дней остатки орденского замка Лохштедт (1300 г.) с подземными ходами.
При шведской оккупации (1626-1635 гг.) началось строительство крупной крепости. В 1637 г. здесь была создана флотилия из четырёх кораблей, послужившая основой для создания бранденбургско-прусского флота.
Крепость Пиллау
Во время Семилетней войны (1756-1763 гг.) русские войска заняли в 1758 г. Пиллау. Здесь они провели ремонт крепости, возвели защитные сооружения гавани от волн и льда. В 1812 г. город захватил Наполеон. В феврале 1813 г. Пиллау был освобождён русскими войсками. Город продолжал строиться и укрепляться. В 1901 г. в проливе проложен глубоководный морской канал. В 1921 г. город стал базой германского флота. Свободный доступ в город был запрещён. Строились новые подземные объекты: в том числе тоннели, госпитали, склады, электростанции, стоянки для подводных лодок, командные пункты и т.д.
25 февраля 1945 г. Пиллау был освобождён советскими войсками. Город лежал в руинах. Среди развалин обнаруживались входы в неглубокие подземелья, которые тут же замуровывались в целях безопасности людей. Несколько позднее подземелья эти исследовались и использовались. Однако подземелья горы Прохладная и других глубинных объектов остаются до сих пор необследованными из-за отсутствия каких-либо достоверных сведений об их расположении и путях проникновения в них.
Гора Прохладная на 30 м возвышается над водной гладью пролива и гавани. С её вершины хорошо просматриваются окружающие дали. Немецкие военнопленные сообщали, что из небольшого помещения, что находится на вершине этой горы, по лестнице можно было попасть в глубинные просторные помещения внутри горы, а оттуда по тоннелям пройти во многие места города и на военные объекты. Помещения внутри горы многоярусны и имеют надёжную систему водо- и воздухообеспечения, подземное сообщение, радио и телефонную связь с другими городами и иные коммуникации. Учитывая, что здесь находился важный командный объект, то здесь же должна находиться и инженерно-техническая документация на подземелья города. В послевоенный период были безуспешные попытки энтузиастов проникнуть под гору, которые опасались минных сюрпризов, сильной загазованности подземелий из-за длительности замуровки и возможных обвалов.
Осенью 1991 г. в городе побывали специалисты-исследователи из Москвы, которым руководители ВМ базы предложили найти пути проникновения в подземелья горы Прохладная. Гости побывали на вершине горы и в её окрестностях. У восточного подножья горы было обращено внимание на четыре железобетонные трубы диаметром около 0,5 м, уходившие горизонтально внутрь горы. Какую выполняли они роль, никто не знал.

Вторая статья о Балтийске.

В исторических хрониках селение Пиллау упоминается с 1258 г. На побережье Балтийского моря, между Неманом и Вислой, издавна жили прусские племена. И жили, надо заметить, хорошо. Вот что сообщают историки: "У них было много меда, янтаря и рыбы. Богатые люди пили кобылье молоко, бедняки - мед... Славились прусские племена своей храбростью. И когда приходило к ним войско, то никто не ждал, чтобы к нему присоединился товарищ, а рубил он своим мечом, пока не умирал". Пруссия представляла собой маленький островок среди государств Европы, где отсутствовала единая государственная власть. Ее границы на севере и востоке соединялись с Великим княжеством Литовским, а на западе и юге - с королевством Польским. Пруссия представляла собой конфедерацию 11 земель: Самбия, Скаловия, Надровия, Натангия, Вармия, Бартия, Погезания, Галиндия, Судовия, Помезания и Земля Сассов. Нынешняя Калининградская область занимает ныне часть Самбии, Скаловии, Натангии и часть Бартии. Откуда взялось название "Пиллау"? Судя по всему, это слово произошло от названия работ, которые производились для укрепления и предотвращения размывания песчаной косы. Тогда и прозвучало впервые слово "пиллен". Чуть позже употребляемым стало и выражение "горы в пилле". Деревня Пиллау располагалась у горы Пфундбуденберг (что означает "таможенная изба"). Позже эту гору, высота которой была более 25 метров, наполовину разрушили. И полдеревни Пиллау занесло песком. Пиллауский пролив стал судоходным лишь в 1510 г., когда прошел сильный шторм. Он принес основательные разрушения, но благодаря им открылась важнейшая жизненная артерия в жизни крепости. Вообще рельеф песчаной косы постоянно менялся. В древние времена коса была значительно уже и ниже, и если разбушевавшееся море прорывалось сквозь нее в залив, образовывались проливы. За всю историю своего существования коса имела шесть проливов... Южная оконечность Пиллауского полуострова имеет форму крючка. Это место до сих пор называют "Хакен", что в переводе с немецкого и означает "крючок".Заселение Хакена началось не сразу, но уже в 1675 г. на набережной появилось 25 домов, в 1725 г. - 83, в 1784-м - 120. В 1701 г. Пиллау получило право на проведение ярмарок и торговлю дважды в год. Через некоторое время его посетил король Пруссии Фридрих I. Он был так сильно поражен оживленной жизнью города, что воскликнул: "Отныне будет мой маленький Амстердам!".Конечно, наличие порта и оживленная торговля послужили толчком к бурному развитию Пиллау. К 1720 году в городе работало 12 пивных, 2 лавки с восточными пряностями, 4 пекарни, 3 мясные лавки, 3 сапожных мастерских, 7 портняжных мастерских и аптека. Еще появилась лоцманская служба...А вообще строительство самой крепости Пиллау началось по воле шведского короля Густава II Адольфа. И построили ее правильной, пятилучевой формы. Потом в крепости появился гарнизон. Весь он - из наемников. Возраст наемников - от 18 до 60 лет. И эти наемные солдаты получали наряду со скудным денежным содержанием (около 1 талера в месяц) кружку пива к завтраку, ворох соломы для ночлега, вязанку дров для отопления барака, а еще один комплект формы на два года службы. Часто не хватало для жизни самого необходимого, и служба гарнизона зависела от продажи городом янтаря и от доходов таможни. Причем трудно жили не только солдаты, но и офицеры. В Пиллау свирепствовала чума. Народ умирал сотнями.

В мае 1697 г. крепость посетил Петр I. Он прибыл в составе Великого посольства на корабле "Святой Георгий". В Пиллау Петр Алексеевич изучал артиллерийское дело, наблюдал за артиллерийской стрельбой по морским целям, гулял на свадьбе местного шкипера Иохима Лянге, а еще обедал у коменданта крепости. Устроил Петр I в Пиллау и грандиозный царский фейерверк в честь своих именин 29 июня.Петр в Балтийске

Почта в крепости начала работать в 1711 г. Из Пиллау в Кенигсберг (сегодняшний Калининград) послание доставляли за пять часов (летом), зимой - почти за десять. Морская почта имела два галиота, которые курсировали между Пиллау и Свинемюнде. В 1725 г. город получил городскую печать с надписью "Печать королевского города Пиллау". Ему также был присвоен герб с изображением серебряного осетра с короной, плывущего по морю, на фоне красного неба и голубой воды. С тех самых пор осетр - это символ Пиллау. Кстати, в рыцарские времена его добывали от 100 до 700 экземпляров в год. Но в апреле 1926 г. тут был пойман последний осетр весом 180 фунтов. Больше осетров в Пиллау не видели.

В 1846 г. в городе вышла первая газета с простым названием "Пиллауские огни". Позже начинает выходить "Пиллауский вестник", далее следуют "Пиллауская общественная газета" и "Курортный листок".

В 1855 г. в Пиллау появился телеграф. 1865 год знаменателен тем, что прошел первый поезд Кенигсберг-Пиллау. Расстояние в 46 километров паровоз преодолел за 78 минут. Было у поезда всего два вагона, в которых умещалось всего лишь полсотни человек. Военнослужащих поезд перевозил бесплатно. А в 1867 г. в Пиллау открылся отель "Ильскефалле". Его построил купец Фридрих Краузе. На вывеске отеля был изображен... хорек. И здесь, в тесном кафе отеля, где стояло всего лишь три стола, стали собираться избранная публика и офицеры гарнизона. Все они называли себя "хорьками". Стены кафе были украшены фотографиями, веселыми, остроумными изречениями и множеством чучел хорьков...

В 1880 г. в Пиллау была создана добровольная пожарная команда, а при ней - специальная водокачка и много подсобных помещений. При тушении пожаров в Пиллау обычно задействовали и лоцманский катер "Пилот". Когда случался пожар, на ратуше обычно звонил колокол. В 1895 г. у вокзала построили даже паровозное депо, но при штурме Пиллау в 1945 г. оно было почти разрушено.

В 1903-м в городе появился международный телефон. Чуть позже произошло открытие Кенигсбергского морского канала. Но это, казалось бы, радостное событие стало большим ударом для Пиллау, и только расширение военного строительства помогло ему выйти из затруднительного положения. Первый кинотеатр в Пиллау соорудили в 1913-м. В зале было 120 мест. В кино показывали немые фильмы. В народе его называли "Блошиное кино" из-за скорости мелькания кадров.

1914 год - тяжелый год в жизни Пиллау. Началась война. 1 августа была объявлена тотальная мобилизация. В городе ввели хлебные карточки. Потом началась конфискация предметов из бронзы, меди и никеля. Конфисковывались даже церковные колокола и трубки у церковных органов, скупалось золото и серебро. Все это проходило под девизом: "Золото - для вооружения, железо - для чести". 50 pfening.jpgВ результате этой войны Германия потеряла Западную Пруссию, Мемель, Данцинг. Восточная Пруссия оказалась отрезанной от Германии. В связи с этим значение Пиллау сильно возросло, ибо он становится единственным портом Германии восточнее Вислы. И вскоре Пиллау был объявлен базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение Военно-морских сил Германии. В 1936 г. Пиллау получил титул "Морской город", и ему была выдана новая городская печать "Морской город Пиллау".Балтийский маяк

Накануне Второй мировой войны в Пиллау были установлены мощные морские батареи, такие как "Фон дер Гребен", "Граф Дона" и "Великий курфюрст". Здесь также дислоцировались администрация морских сил, комендатура крепости, артиллерийский арсенал, а также служба оповещения, команда воздушного наблюдения, морской суд, лазарет, морская почта и цензура.

Но люди невоенные жили собственной жизнью. Рыболовство было одним из основных видов деятельности жителей Пиллау. Накануне войны в городе жило 107 рыбаков. Они добывали семгу, треску, корюшку, судака и шпроты. Причем шпроты добывались в огромных количествах - до 2 млн. килограммов в год.
В 1929-м в Пиллау выдалась необыкновенно суровая зима. Мороз был почти 45 градусов по Цельсию. Пиллауский пролив покрылся толстым ледяным панцирем. В лед вмерзло 14 кораблей в гавани и 16 - на рейде. Германия обратилась с просьбой к советскому правительству прислать ледокол "Ермак", дабы освободить Пиллау и его корабли от ледового плена, что и было сделано. В 1936-м в городе наконец-то открывается автобусное сообщение. Житель города Франц Ширмахер по случаю приобрел подержанный автобус "Бюссинг" и организовал регулярные рейсы по маршруту Адольф Гитлер-платц - Пиллау. В 1937-м он купил еще один автобус и открыл маршрут в другой части города. Автобусы ходили через каждые полчаса. Проезд стоил 20 пфеннингов...
Пиллау был взят штурмом советскими войсками в апреле 1945 г. Город был сильно разрушен. Ничего не осталось ни от вокзала, ни от гарнизонной кирхи. Досталось отелю "Золотой якорь". Но сохранились маяк и лоцманская башня, не пострадал газовый завод, сохранилась рыбоконсервная фабрика "Остзее".Что в итоге? 27 ноября 1946 года город Пиллау перестал существовать. Его переименовали в город Балтийск Калининградской области...
Форт "Штиле" - торпедный завод Кригмарине - гаражи возле Бригады
Форт был выстроен в 1889 году. А в 1890 году были выстроены казармы рядом с фортом для артиллерийского батальона. Вновь созданный III батальон Померанского полка крепостной артиллерии Гиндерзина (Померанского) №2 расположился в указанном месте в 1893 году. В январе 1911 года он был переименован во II батальон 2-го Западнопрусского полка крепостной артиллерии №17, штаб и I батальон которого находились в Данциге.Форт Штиле
27 декабря 1915 года с форта были выведены 2 батареи, а 30 августа 1916 года и две оставшиеся. Это объяснялось решением о переносе артиллерийских позиций вдоль береговой полосы, т.к. угроза нападения на Пиллау с севера по суше была признана очень малой. По этой причине наличие артиллерийского батальона в форте Штиле было признано ненужным.Своим же названием форт обязан кайзеру Вильгельму II Гогенцоллерну. Соответствующим распоряжением прусского правителя от 4 сентября 1888 года форт получил имя "Штиле" в честь генерал-адъютанта кайзера Фридриха Вильгельма Густава фон Штиле, начальника военно-инженерного корпуса и Генерального инспектора крепостных сооружений. Лично кайзер смог осмотреть новую крепость в 1910 году.Уже через 11 лет Пиллау стал базой германского флота. Форт «Штиле» был преобразован в оружейный арсенал. Была проложена в 1928-1929 годах специальная железнодорожная ветка, для чего разобрана часть контрэскарпа для организации проёма. С одного из фланкирующих казематов была снята обваловка, а сам он - переоборудован для других целей, к примеру, для досмотра поступающих и исходящих грузов.
Все казематы центральной части, там, где они выходили на поверхность, были в проёмах заложены кирпичом, а бронированные двери - срезаны. При закладке оставляли по одному проходу на каждый каземат в ширину не более 1-го метра. Таким образом, форт был переоборудован в бункер-хранилище. На стенах помещений до сих пор остались различимые немецкие надписи с указанием максимальной нагрузки на 1 квадратный метр.
На данный момент центральная часть форта находится в ведении воинской части и выполняет те же функции хранилища, поэтому имеют место только незначительные перестройки в виде перепланировки отдельных помещений.К контрэскарпной стене пристроены гаражи, поэтому о её сохранности приходится говорить с изрядной долей скептицизма. На валу контрэскарпа находится городское кладбище. Фланкирующие постройки принадлежат воинским частям. Подобное расчленение затрудняет наружное исследование форта. Кроме этого следует учитывать изменения, произошедшие в результате и после взрыва 26 января 1945 года. Несмотря на расхожее мнение, что форт был уничтожен этим взрывом, даже приводятся данные размеров воронки, глубиной от 40 до 75 метров, по разным источникам, крепостное сооружение в своей центральной части, напольные и боковые фасы к маю 1945 года сохранились, хотя повреждения и были. Уничтожены были входы в центральную часть; особые повреждения, невозвратимые, произошли в юго-восточной части форта. В связи с особыми военными планами в форте было организовано производство, связанное с минно-торпедным вооружением. Есть версия, что там производилось снаряжение боевых зарядных отделений торпед, для чего было выстроено помещение во рву восточного фаса. Предположительно, это строение было связано с подземными помещениями и коммуникациями, ныне не обследованными. Предположительно, это были хранилища.
(Комментарий автора: еще как обследоваными! Знаю многих матросов, которые несмотря на строгие запреты начальства лазили в подземелья форта... Сам лазил тоже, дошел до 4-го уровня вниз... А дальше не пройти-затоплено. Лично не видел, но рассказывали старшие, что на 5-м уровне , тогда еще сухом, стояли вагонетки с торпедами..)
Взрыв произошёл ночью 26 января 1945 года в 01.15-01.30. Рассматриваются две возможные причины взрыва:
1. неосторожность или нарушение мер безопасности при погрузо-разгрузочных работах;
2. несвоевременный взрыв заминированного объекта.
О поселке Камстигаль

Интересна история поселка Севастопольского, который до 1947 года назывался Камстигаль. В течение столетий название его видоизменялось: он назывался Комстегаллен, Камстегаллен, Комстигаль, но известно, что название Камстигаль встречается впервые в 1515 году. Что означает это название? Разные источники объясняют по-разному: одни считают, что в переводе со старопрусского kamstes-означает угол, а galles-конец, окончание, то есть в самом углу. Немецкий ученый Лоут Хенненбергер переводит название как Kampeste gella - то есть баранья голова, или баранья местность, баранья гора. Ученый Гордак считает, что еще в орденские времена там делали кирпич, и поэтому название от Kampus tegularus, то есть глиняное место. На косе Фрише Нерунг называли Камстигаль как угол земли, а некоторые переводили как птичье пение. Уединенно расположенный на одной из вершин Пилауского полуострова, Камстигаль не только видоизменял свое название, но и видоизменялся сам, принадлежа разным хозяевам. Историки рассказывают, что в 1455 году селение было полностью сожжено поляками, в 1520 году оно было вновь разрушено моряками из Данцига. И все же в 1476 году поселок начал развиваться, благодаря владельцам замка Лохштедт, боронам Крюгерам, которым принадлежали и угодья, где был поселок Камстигаль, и Осетровая изба, на горе Пфундебудеберг. Территория деревни, согласно различным источникам составляла:1599 год-19 наделов земли,1700 год - 5 наделов,1925 год - 246,7 гектаров.Согласно данным из книги доктора Вебке «250 лет Пиллау», в XVII веке, конкретно в 1664 году, было 11 крестьянских наделов, где хозяйствовали женатые солдаты крепости Пиллау . Доктор Хаберлянд в книге «Морской город Пиллау» рассказывает о том, что в конце XVIII века встала необходимость возрождения обветшалых крепостных сооружений, и в 1790 году на восстановление крепости привезли 1,5 тысяч человек и расселили в поселке Камстигаль. А с 1795 года все крестьянские дворы передавались в наследственную аренду. Известны некоторые имена владельцев селения Камстигаль, например, в 1640 году он принадлежал капитану Люрсу из Пиллаусского гарнизона. В 1810 году Камстигалем владел управляющий лоцманской службой Густав Штенке, а получил он Камстигаль из рук капитана вахтенной службы фон Гюдемана. Когда Пиллау заняли французы, вице-консул Дрезнау занял жилье капитана Штенке, и тот поселился в Камстигале. После освобождения от французской оккупации, Штенке продает Камстигаль и создает в Пиллау типографию, чтобы печатать газету «Пиллауский корабельный вестник». В 1820 году Камстигалем владеет асессор Хаген. 1824 году владельцем Камстигаля становится капитан лоцманской службы Карл Фридрих Кун. От Фридриха Куна Камстигаль переходит в руки его сына Альберта Куна, а Альберт Кун передает Камстигаль своему зятю Зоммеру, а от Зоммера Камстигаль получает впоследствии его сын Густав Зоммер. Последними владельцами были генерал Густав Хайнрих Зоммер и его жена Хелена, урожденная Кун. Генерал Хайнрих Зоммер в 1937 году продал Камстигаль морской администрации, которая активно использовала территорию под строительство жилья. Доктор Хаберлянд упоминает о Камстигале также следующее: «Когда в 1865 году открылось движение по железной дороге, это имело колоссальное значение для города - теперь сообщение с Камстигалем не прерывалось и зимой. Раньше же приходилось везти товары санным путем». Вебке пишет, что земли в Камстигале были лучше, чем в Пиллау. Угодья около залива засевались пшеницей и клевером. По данным Хаберлянда, Камстигаль в 1903 году вместе с баронским поместьем Крюгеров насчитывал 30 крестьянских семей, рыбачья деревушка насчитывала 260 жителей. По данным Вебке, в 1922 году в Камстигале проживало 238 человек, из них 4 крестьянина, 25 рыбаков. В 1930 году Пиллау встал перед проблемой строительства жилья. Дома начали строить в самых различных частях города. Благодаря укреплению территории города от песчаных заносов была расширена площадь по направлению к Камстигалю. К 1936 году площадь города составила 1 192 гектара, а площадь пригорода Камстигаля - 247 гектаров. Итак, Камстигаль называли пригородом, деревней, поместьем, рыбацким поселком, городским поселком. В 1900 году кусок леса, относящийся к Камстигалю, был продан в Нойхойзер площадью около 50 гектаров. До 1919 года в Камстигале была известная пивоварня. До XVII века в Пиллау не было своей пивоварни. Для солдат крепости возили квас из Фишхаузена (Приморска) и замка Лохштедт. В 1650 году в Пиллау был назначен губернатором деятельный господин фон Пудевильс, поселившийся в замке Лохштедт. По его приказу в Лохштадте была построена пивоварня, но поскольку в воде содержалось достаточно много соли, квас было плохое. Офицеры утверждали, что после его употребления они страдают животами. В 1755 году построил мастер по изготовлению труб Дубендорф водоопреснитель, благодаря чему качество квас улучшилось. Использовалась и дождевая вода. В 1738 году, 1778 году, 1814 году квас возили на лодках из Камстигаля. В течение 200 лет существовала пивоварня в Камстигале. Она была при конном заводе, постоянно модернизировалась и производила дешевое светлое квас и очень хорошее темное. Особенно пивоварня славилась в конце ХIX века, пока в 1901 году не построили Кенигсбергский морской канал, по которому теперь доставлялось квас из Кенигсберга. В Камстигале пивоварня не выдержала конкуренции с Кенигсбергскими пивоварнями. В предвоенные годы в Пиллау имелась нидерландская пивоварня, пивоварня Хенри Хаммера, пивоварня Карла Витте, Остмарк. Кроме того, квас поставлял Фритц Хаймер из Англии и Эльбинга. Сегодня поселок Севастопольский переживает не лучшие времена, но он может иметь хорошую перспективу в случае строительства порта в пункте Восточном.
Нойхойзер - Мечниково - курорт морской пехоты!
Место, где располагается современный поселок Мечниково, с давних времен потрясало своей живописностью и красотой всякого, кто здесь бывал. Кенигсбергский профессор Ц.Х. Раппольт, уроженец Фишгаузена (Приморска), в 1642 году назвал его «прусским раем», потому что это был прекраснейший уголок Пруссии.В 1799 году кенигсбергский профессор Иоган Готтлиб Гессе издал книгу, в которой одна глава называлась «Прусские претензии быть страной янтаря и прародиной человечества». Употребив всю свою ученость, он утверждал, что именно это место - колыбель всего человечества, что библейское описание райского сада - Эдема - совпадает с тем, что открывается взору пришедшего сюда. И хотя мы можем подвергнуть сомнению, что именно здесь был Эдем, несмотря на роскошную красоту этой местности, мы не можем не согласиться, что это страна янтаря. Оскар Шлихт в книге «Западный Замланд» рассказывает о неком путешественнике, который пришел сюда в 19 веке, побывав во многих уголках земли, претендующих называться райскими, и был охвачен мистическим чувством, окунувшись в благоухание диких роз и пение соловьев.Жители близлежащих населенных пунктов называли это место «Семь холмов». В 1806 году один кенигсбергский врач, побывав здесь, написал: «На берегу Балтийского моря, около Пиллау, есть такое тихое, святое место, что его можно назвать раем; деревья стоят так, что между ними свободно гуляешь. Это прекрасный лес, в котором каждое дерево прекрасно».Другой путешественник удивлялся, что «здесь тысячи птиц и ни одного насекомого, ни одного комара, может быть, из-за свежего морского воздуха или из-за обилия птиц». На месте, где сейчас остановка в поселке Мечниково, с давних времен располагался трактир. Во времена рыцарства он назывался Лесной трактир и Грибной трактир, из-за обилия грибов, или Лохштедский трактир, позже стал называться Пилауский трактир. За ним стояла старая липа, памятник природы. Ствола ее не было видно из-за свисающих к земле ветвей и снова в ней прорастающих. Но у ствола было четыре любовно поставленных скамейки, где часами могли сидеть любители природы. Лес, похожий на парк, доставлял огромное удовольствие приезжим и путешественникам. А табличка с указанием, что здесь на 54,35º северной широты находится самая северная буковая роща, навевала мысль о вечности мира. Уже в начале 18 века на берегу моря появились домики рыбаков, которые называли «Нойен хойзер» - новые дома. Когда здесь начал развиваться поселок как курорт, его пытались назвать «Юлиенбад», то есть июльский курорт, но укоренилось название Нойхойзер. Курорт основал генеральный арендатор янтарного промысла Замланда Карл Дуглас в 1816 году. Сначала он построил дом для летнего отдыха своей семьи. Затем здесь стали строить дома кенигсбергские аристократы. Приток желающих отдохнуть в Нойхойзере увеличился со строительством железной дороги Кенигсберг - Пиллау. С 1865 года сюда устремились кенигсбергские купцы, которые построили целые улицы: Элерсштрасе, Лаублейерштрасе, Штельтерштрасе. Около домов высаживались огромные сады, которые особенно прекрасны были весной, так же, как и пение соловьев. Зимой замечательные виллы были закрыты. Обитатели Нойхойзера любили прогуливаться на Поранкухенберг, дословно, гора - сковорода для пирога. С нее открывался чудесный вид на море, на залив, на весь Пиллауский полуостров. Вдалеке виднелась коса. На улице, ведущей к пляжу, стоял великолепный дом, в котором останавливалась жена кайзера Августа - Виктория Штифтунг. Отдыхающих привлекал и широкий песчаный пляж без единого камушка. Но в некоторые зимы пляж менялся, например, в 1818 году пляж просто разрушился, потому что ветром песок подняло на 8 метров высоты. В 1893 году построены сходни к морю и уютная стеклянная веранда на самом берегу. Если в 1858 году в Нойхойзере жило 28 человек, то уже вначале 20 века со строительством водопровода и канализации жителей было более ста. За лето Нойхойзер принимал в довоенное время около 1 600 отдыхающих.
Шилка 454 _ подпись_Андрей Муравьев

 

Разделы сайта: