Политика противостояния СССР привела к необходимости иметь десантные корабли, обеспечивающие присутствие морской пехоты с вооружением и техникой в различных точках мирового океана. Первыми десантными средствами разработанными в СССР для выполнеия этих задач были корабли среднего класса,обеспечивающие несение Боевой Службы десанту в составе роты МП со средствами усиления.
Средний десантный корабль "Бурея" (проект 572), СССР, 1956 г. Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 2030 т. Длина 70,9 м, ширина 12,3 м, осадка 3,8 м. 2 дизеля общей мощностью 1600 л.с., скорость 10 узлов.Вооружение: два 57-мм зенитных орудия и четыре 25-мм sdk bureyaавтомата.Вместимость: 4 тяжелых или 5 средних танков или 225 десантников. Всего в 1956 - 1959 годах построено 8 единиц.Более совершенным являлся средний танкодесантный корабль (ТДК, проект 188). Он мог принимать три тяжелых или пять средних танков, выгрузка которых на необорудованный берег осуществлялась по аппарели через носовые ворота. Для морской пехоты имелись специальные кубрики в трюме под танковой палубой. ТДК мог брать вместо техники 350 человек с полным вооружением. Он отличался от предшественников подчеркнуто военным видом и для мирных целей не предназначался. 19 судов этого типа было построено в Выборге в конце 50-х - начале 60-х годов.
Средний десантный корабль СДК -7 (проект 188), СССР, 1958 г. Водоизмещение стандартное 1020 т, полное 1430 т. Длина 74,7 м, ширина 11,3 м, осадка 2,4 м. 2 дизеля общей мощностью 4000 л.с., скорость 14 узлов.Вооружение: четыре 57-мм зенитных орудия.Вместимость: 3 тяжелых или 5 sdk_7_188средних танков или 350 десантников. Всего в 1958 - 1963 годах построено 19 единиц. Вообще 60-е годы стали "золотым веком" советского десантного флота. Тогда появились и новые малые танкодесантные корабли проекта 106 грузоподъемностью 200 т. Они прижились во всех флотах нашей страны и строились большой серией сначала по первоначальному, а затем по модифицированному проекту 106К с увеличенной на треть нагрузкой. Последние также принимали до 175 десантников с легким вооружением. Главным предназначением малых десантных кораблей являлась высадка тактических десантов на небольшом удалении от баз. СДК этого типа сходили со стапелей на протяжении 13 лет - с 1958 по 1970 год. Качественный и количественный рост ВМФ СССР позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов.
СДК "Полночные" проект 770. Последующее развитие СДК получили в проектах 770-773. Средние десантные корабли проекта 773, последняя модификация СДК польской постройки проектов 770 и 771, большими сериями строившихся на польской Северной верфи в Гданьске. В промежутке с sdk_770_21967 по 1974 год было построено более 80 десантных кораблей проектов 770, 771 и 773, одинаковых по конструкции, но слегка отличающихся по водоизмешению, грузоподьемности и дальности плавания. СДК этих проектов входили в состав ВМФ СССР, Ирака, Индонезии, Индии, Египта, Ливии, Алжира, Эфиопии и других дружественных СССР стран. Наиболее "везучие" корабли, находятся в строю до сих пор. По данным некоторых источников, в составе ВМФ России в настоящее время несут службу еще 6 СДК проекта 770, 6 СДК проекта 771 и 4 СДК проекта 773. По классификации НАТО корабли называются "Polnocny" (по названию строившей их судостроительной верфи) c прибавкой буквенных индексов в зависимости от номера проекта:Polnocny-A - проект 770, Polnocny-B - проект 771, Polnocny-C - проект 773. СДК проекта 773, самые большие корабли из семейства "Полночных", их водоизмещение почти на 300 тонн больше чем у СДК проекта 771. По сравнению с кораблями проекта 771 , СДК имеет на 1000 миль большую дальность плавания, увеличенный десантный отсек и может брать на 40 тонн больше груза. Вооружение, энергетическая установка иsdk_770_1 состав радиоэлектронного оборудования кораблей проекта 773 не отличаются от оборудования СДК предыдущих проектов. Средние десантные корабли проекта 773 строились в 1971-1974 годах в Польше на Северной верфи (Stocznia Polnocna) города Гданьска. По заказу СССР было построено 8 кораблей этого проекта. По данным US Naval Institute в настоящее время в составе ВМФ России находятся четыре СДК проекта 773 ( 1 - СФ, 1 - КФ, 2 - ЧФ), один корабль передан ВМС Украины, один продан и используется как торговое судно, два корабля проданы на слом.

 

Основные ТТХ СДК пр. 773:

Длина: 81,3 м
Ширина:
9.3 м
Осадка:
1.2м носом/ 2,6 м кормой
Водоизмещение:
стандартное 920 т / полное 1192 т
ЭУ:
двухвальная, два дизельных двигателя 40ДМ мощностью 4400 л.с.
Скорость:
18 узлов
Дальность плавания: 3000 миль на скорости 12 узл.
Вооружение: 2 x 2 30-мм АК-230, 2x4 ПУ ПЗРК "Стрела-3" (боекомплект 32 ПЗРК), 2x18 140-мм РСЗО "Град-М"
ГАК:
РЛС: навигационная РЛС "Миус", РЛС системы управления огнем МР-104 "Рысь"
Автономность: 3 дня
Экипаж: 5 офицеров и 36 матросов
Десант: 6 танков или до 200 человек десанта.
Грузоподьемность: 250 тонн ( размер грузового отсека 53.3 x 6.7 x 3.6 м)
Шилка 454 _ подпись_Андрей Муравьев

Разделы сайта: