Александр Розин.
Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние СССР - США на море. Часть I.

Shtat i vetka.pngРешение Египта о начале войны с Израилем было сделано президентом Анваром Садатом и его сирийским коллегой Хафезом Аседом летом 1973 года. Запланированная дата нападения скрывалась от Кремля до 4 октября, за два дня до начала военных действий. В тот день Леонид Брежнев послал сообщение Садату заявление, что в войне должны участвовать одни арабы, хотя Египет мог полагаться на советскую поддержку. Единственным требованием Брежнева было то, чтобы советские гражданские специалисты могли эвакуироваться. И все это ложилось на корабли 5-й эскадры. 5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из
Анвар_Садат.jpg
Анвар Садат
Северного флота. В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ от 18 октября 1972г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры, так на 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и «МТ-219» (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту. Часть из них после выполненной боевой службы готовилась к возвращению. БПК «Проворный» возвращался в Севастополь после четырехмесячной БС уже в Дарданеллах, был получен приказ и корабль вернулся в Эгейское море. Там командир капитан 3 ранга В.И.Мотин объявил, что по приказу МО СССР корабль переводится в полную боевую готовность в связи с началом арабо-израильской войны. В начале октября дополнительно прибыли артиллерийский крейсер пр. 68-бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Сметливый», ЭМ пр.30-бис «Оживленный». Подводные силы в составе эскадры насчитывали не менее 11 ПЛ с СФ дизельные ракетные пр.651, торпедные пр.641 и атомные (по крайней мере 2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами) и с ЧФ дизельные пр.613 («С-96» под командованием А.Балашова). Они разделенные примерно на две одинаковые групп находились в западной и восточной части моря. В целом, советские силы были тогда способны к запуску двадцати ракет в первом залпе. Штаб эскадры находился на борту флагманского судна ПБПЛ пр.1886 «Волга» которая была около
Хафез_Асад_2 .jpg
Хафез Асад
Балеарских островов к востоку от Испании, где готовилась встретить 69 бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся здесь бригады БПЛ. В ночь на 3 октября, в Средиземное море маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно форсировав Гибралтарский пролив прибыла 69 БПЛ - 10 ПЛ в основном пр.641 (в том числе «Б-440», «Б-130», «Б-409», «Б-41», «Б-105»), плавбаза «Федор Видяев» и 2 резервных экипажа, под командованием капитана 1 ранга И.Н.Паргамона. Они вышли на первую БС сроком на 12 месяцев и должны были заменить находящиеся там подводные лодки. Однако из-за повышения боевой готовности никакой замены не произошло, и эти корабли влились в состав 5-й эскадры. Когда командующий эскадрой вице-адмирал Е.И.Волобуев узнал предстоящем начале войны он в 01.00 4 октября, приказал начать массовую передислокацию сил эскадры к египетскому и сирийскому побережью для эвакуации советских специалистов и их семей из военной зоны в район к югу от острова Крит, где они передавались на транспортные суда. После объявления в начале октября повышенной готовности подводным лодкам которые в это время готовились возвращаться из Средиземноморья на Север было сообщено о продлении похода еще на десять для начала дней и они были перебазированы на восток, к побережью Египта.
Брежнев.jpg
Л.И. Брежнев
На начало октября в Средиземном море имелось 48 американских боевых кораблей. Они включали в себя соединение TF 60/61 находящееся к югу от острова Крит во главе с крейсером «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) на котором находился командующий 6-м флотом адмирал Мерфи, с началом конфликта он перенес свой флаг на десантный корабль «Маунт Уитни» (Mount Whitney LCC 20). Группа TG 60.1 состоящая из авианосца «Индепенденс» (CVA 62) и ее охраны находилась в Афинах; TG 60.2 состоявшая из авианосца «Франклин Д. Рузвельт» (CVA 42) и кораблей охраны находилась в различных испанских портах; TF 61/62 – десантное соединение имело в своем составе вертолетоносец «Гуадалканал» (LPH 7) и девять других десантных судов, имеющих на борту батальон морских пехотинцев (приблизительно три тысячи человек). Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА патрулировавшие в Средиземном море, и отдельные соединения, такие как 21 патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе (он включал в себя флагманское судно дивизиона, патрульную канонерскую лодку «GRAHAM COUNTY» (AGP-1176) и патрульные суда «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87)). Хотя война началась с неожиданного нападения Египта и Сирии, советские специалисты утверждает, что элемент неожиданности фактически отсутствовал. Согласно их сведениям, израильские силы в районе Суэцкого канала были
Брежнев_и_Асад.jpg
Брежнев и Асад
подняты по тревоге уже 1 октября, а частичная израильская мобилизация началась 4 октября, полную мобилизацию Израиль завершил в 10.00 6 октября в ожидании неизбежного нападения. Все эти очевидные израильские приготовления вынудили арабов начать их нападение ранее чем предназначенные для этого египетские и сирийские силы, завершили окончательные приготовления в районе Суэцкого канала и на Голландских высотах. 6 октября из Египта была проведена эвакуация гражданских специалистов, в ней принимали участие несколько судов, в том числе ЭМ «Напористый». Из Сирии наши специалисты были эвакуированы в последний момент, СКР «Куница» вышел из порта в 17.45 с семьями, а в 23.30 израильтяне произвели налет на Латакию. Операция прошла эффективно, но эвакуация несколько ослабляла готовность кораблей 5-й эскадры, капитаны стремились скорее освободиться от пассажиров, чтобы сконцентрироваться на подъеме уровня боевой готовности перед началом войны. 6 октября в 14.05 египетская артиллерия начала интенсивный обстрел израильских позиций. Одновременно авиация нанесла удары по "линии Бар-Лева" и целям в глубине Синайского полуострова. В это время израильтяне находились в состоянии частичной боевой готовности, так как по имеющимся у них сведениям, арабы должны были атаковать только в 18.00. После окончания огневой подготовки, египетские передовые части форсировали Суэцкий канал, и начали готовить переправу для основных сил. В районе 2-й армии мосты были готовы к полуночи 7 октября, а в районе 3-й армии - к 8 октября. По наведенным мостам переправилось около 500 танков. В результате линия Бар-Лева, на которую израильтяне возлагали большие надежды, была захвачена египетскими войсками, хотя на отдельных участках сопротивление не прекращалось. Из израильского резерва срочно были подтянуты две бронетанковые дивизии генералов Ариэля Шарона и Авраама Адана. А.Адан разместился в районе Румани, а А.Шарон около Таса. На сирийском фронте боевые действия начались 6 октября в 14.00, когда артиллерия и авиация Сирии нанесли
 Напористый.jpg
                     Эскадренный миноносец  "Напористый"
удары по израильским позициям на Голанских высотах. В 15.00 сирийская армия перешла в наступление. В течение дня сирийские войска продвинулись на 4-8 км севернее и южнее Кунейтры. Сирийские коммандос захватили гору Хермон. Однако после введения в бой израильских резервов продвижение сирийцев замедлилось. Выдвинув в первый эшелон 7-ю и 188-ю бронетанковые бригады, израильское командование сдерживало сирийское наступление. Для развития успеха в направлении Кафр-Нафах сирийское командование ввело в сражение 3-ю бронетанковую дивизию. В результате ожесточенных боев 7 октября сирийское командование приняло решение остановить наступление и перейти к обороне. Тяжелые потери понесли как сирийские, так и израильские части. Группа TG 60.1 состояла из авианосца «Индепенденс» (CVA 62) на следующий день покинула Афины и направилась в район к югу от острова Крит, за ними следовал советский эсминец. 7-8 октября израильские 162-я (командир А. Адан) и 252-я (командир А. Мандлер) бронетанковые дивизии нанесли египтянам контрудар, который закончился неудачей. В полосе 18-й пехотной дивизии Египта была устроена засада, в которую попала 401-я израильская бригада, потерявшая большое количество танков. К исходу 8 числа египетским войскам удалось объединить дивизионные плацдармы в два армейских, глубиной до 15 км. 9-13 октября в этот период египетские войска прекратили наступление и закреплялись на достигнутых рубежах. Израильская армия перебросив резервные части, создала линию обороны на удалении 25-30 км от канала. Для прорыва израильской линии обороны, необходимого, чтобы помочь сирийским войскам, попавшим в тяжелое положение на Голанских высотах, египетское командование передислоцировало на восточный берег 4-ю и 21-ю бронетанковые дивизии, оставив на западном берегу одну бронетанковую бригаду. Это решение привело к тяжелым последствиям.
Индепенденс.jpg
Авианосец "Индепенденс"
Тем временем, АУГ с авианосцем «Индепенденс» соединилась с отрядом, включавшим флагманское судно «Маунт Уитни» к югу от Острова Крит, в то время как десантная группа TF 61/62 находилась в заливе Суза (на северном побережье острова Крит), где и находились на якоре до 25 октября. С объявлением повышенной боевой готовности находившиеся в Черном и Средиземном морях корабли 30 дивизии НК ЧФ выполнили положенные мероприятия по установлению готовности. 8-9 октября вышел из Севастополя отряд кораблей 70-й бригады противолодочных кораблей в составе крейсера "Адмирал Ушаков", БПК "Отважный", эсминца "Сознательный" под флагом командира дивизии контр-адмирала Л.Я. Васюкова со штабом, на БС в Средиземное море, где уже находились 6 кораблей 150-й бригады. Вслед за ними в Средиземное море направились БПК «Решительный» и «Неуловимый». 10 октября по иностранным данным боевые советские надводные силы в районе конфликта насчитывали 21 судно, включая 3 крейсера, 7 эсминцев часть из которых была оснащена ракетами, 9 фрегатов и корветов, 2 десантных судна, 2 тральщика и рад вспомогательных судов. Подводные силы уже насчитывали свыше 16 ПЛ в том числе, по крайней мере, четыре АПЛ. В период с 8 до 13 октября группа TG 60.1 с авианосцем «Индепенденс» (CVА 62), группа TG 60.2 с авианосцем «Франклин Д. Рузвельт» (CVA 42) и десантное соединение 61/62 с вертолетоносцем «Гуадалканал» (LPH 7) была приведена в готовность для возможной эвакуации американских граждан при непредвиденных обстоятельствах на Ближнем Востоке. Две вновь прибывшие ПЛ пр.641 «Б-409» (к-2р. Ю.Фомичев) и «Б-130» (к-2р. В.Степанов) по боевому распоряжению ГШ ВМФ были направлены в район восточной части Средиземного моря у побережья Израиля с задачей поиска и уничтожения кораблей противника с применением обычного оружия «в соответствии с боевым распоряжением командующего СФ на поход». Задача командирам в таком виде, да еще со ссылкой на распоряжение командующего СФ «…поиск ПЛАРБ, слежение, а с началом военных действий их уничтожение» была противоречива и непонятна. Тем не менее, ПЛ направились в районы, при этом пришлось провести операцию по обеспечению их отрыва от двух американских фрегатов опекавших лодки с момента входа в Средиземное море. ПЛ «Б-130» была направлена в район юго-восточнее о.Кипр – западнее Хайфы с задачей охраны и обороны транспортов, и командир имел указание «применять противолодочное оружие в интересах их противолодочной обороны». Командир бригады капитан 1 ранга И.Н.Паргамон вышел на связь с ЦКП ВМФ и начал настойчиво уточнять задачи лодкам, ссылаясь на возможность возникновения международного конфликта, чем вызвал раздражение московских адмиралов, видимо, и так нервно себя чувствующих в условиях начавшихся, хотя и на суше, боевых действий между Израилем и арабами. После получения упрека за излишнюю осторожность и разбора «в верхах» на третьи сутки ПЛ получили указание ГШ ВМФ об отмене ранее отданного приказания на «ведение боевых действий» и подтверждение выполнения ранее поставленной задачи против ПЛАРБ США в районах боевой службы. Впоследствии, по результатам действий, командиры этих ПЛ были награждены орденами и получили повышение в должностях, как «получившие настоящий боевой опыт». Москва начала посылать технику и вооружение в Сирию и Египет. Уже 7 октября из черноморских портов Ильичевск, Октябрьский вышли первые советские транспортные корабли с оружием для арабов до 90-92 единиц бронетехники на борт каждого транспорта, среднее время перехода из советских черноморских портов в Сирию или Египет - 3 - 4 дня. Однако это событие не привлекало особого внимания зарубежных исследователей, они предпочитают
БПЛ_пр_641.jpg
БПЛ проекта 641
считать началом советской помощи - налаживание воздушного моста 10 октября, когда советские транспортные самолеты начали совершать регулярные рейсы, перевозя оружие и снаряжение. Для обеспечения безопасности проводки транспортов по зонам Эгейского моря и восточной части Средиземного моря специально сформировали отряд боевых кораблей Черноморского флота до 10 единиц, которые конвоировали их, ими командовал капитан 1ранга Н.Я.Ясаков - командир 70-й бригады эсминцев ЧФ. В числе отряда были среди других БПК «Красный Кавказ», «Проворный», эсминец «Сознательный». Величина сил эскорта диктовалась в соответствии с сообщениями недавних нападений на сирийские порты израильскими реактивными самолетами и кораблями. Они заходили в терводы Сирии, стояли на внешнем рейде порта Тартус во время боевых действий. Не менее напряженным был и воздушный мост согласно И. Глассмену: "К 12 октября воздушный мост достиг грандиозных размеров, от 60 до 90 советских самолетов в сутки прибывали на египетские и сирийские аэродромы". (Sagan S. D. - Nuclear Alerts and Crisis Management. // International Security. - 1985, 9 (spring).) Б. Портер также отмечает возросшую активность полетов советских транспортных самолетов: "Вначале воздушный мост был весьма скромных размеров, но к 12 октября число самолетов резко возросло - факт, зарегистрированный авиадиспетчерами Белграда и Кипра. К полуночи 12 октября 18 самолетов в час пролетало мимо Кипра. Большую часть перевозок обеспечивали транспорты Ан-12 и Ан-22, но также были задействованы и Ил-62, Ил-18, Ту-154. Большие транспортные самолеты, по сообщениям совершили, 934 рейса, перевезя 12, 5 тыс. тонн для арабов с 10 по 23 октября". (Schmidt D. A. - Armageddon in the Middle East. - N.Y., 1974.) Следует добавить что в обратном направлении в Москву удалось вывести захваченные на Синае новый американский танк «М-60», английский «Центурион», беспилотный самолет разведчик производства США, оружие и боеприпасы используемые израильтянами. После начала операции по отправки вооружения, корабли эскадры начали непрерывное слежение за АУГ к югу от острова Крит. С 9 октября флагманское судно ПБПЛ «Волга» и РКР «Грозный» начали сопровождение авианосца «Индепенденс» (CVA 62) из состава группы TG 60.1, а БПК «Красный Кавказ», «Проворный» и «Скорый» следовали за другими американскими кораблями. В ответ, еще три судна эскорта присоединились к АУГ с авианосцем «Индепенденс». В это же время советские разведывательные суда начали контролировать американскую десантную группу, находящуюся в заливе Суза (Крит), оставаясь там до 25 октября. Своими действиями Москва посылала Вашингтону сигнал, что попытки прервать начавшееся снабжение арабов будут пресечены силовыми методами. В этот период американские ударные соединения были особенно уязвимы к возможной советской атаке крылатыми ракетами, потому что Вашингтон сковал их свободу маневра. Они должны были остаться в определенных районах к югу от острова Крит, чтобы быть готовыми по сигналу из США прервать потенциальную воздушную переброску советских десантных дивизий в Египет. Однако, эта стратегия имела негативные стороны так как очень упрощала задачу слежения и возможного уничтожения их кораблями 5-й эскадры.
(Продолжение в части II)

Разделы сайта:

1967. Часть I

1967. Часть II

1967. Часть III

1967. Часть IV

1973. Часть I

1973. Часть II

1973. Часть III

п/л "Б-49" - боевая служба в зоне конфликта 1973 г.